Недействующий

Об утверждении программы "Развитие здравоохранения Свердловской области" на 2013-2020 годы (утратило силу с 26.03.2017 на основании постановления Правительства Свердловской области от 14.03.2017 N 144-ПП)


Таблица 24

Территория

Процент сельских населенных пунктов с числом жителей до 200 человек

Процент сельских населенных пунктов с числом жителей более 2000 человек

Свердловская область

58

4

Российская Федерация

72

2


Таким образом, в нашей области процент населенных пунктов среднего и крупного размера (по численности населения) выше на 2 процента, чем в среднем по Российской Федерации, а процент мелких сельских населенных пунктов ниже на 14 процентов.

Система лекарственного обеспечения жителей Свердловской области, проживающих в сельской местности, формируется в зависимости от наличия (или отсутствия) аптечных и/или медицинских организаций на территориях сельских населенных пунктов и имеет различные организационные формы:

организация лекарственного обеспечения населения при наличии на территории сельского населенного пункта аптечной организации (аптеки, аптечного пункта);

организация лекарственного обеспечения населения при наличии на территории сельского населенного пункта обособленного подразделения медицинской организации (амбулатории, фельдшерского и фельдшерско-акушерского пункта, центра (отделения) общей врачебной (семейной) практики), имеющего лицензию на фармацевтическую деятельность и осуществляющего розничную торговлю лекарственными препаратами;

доставка лекарственных препаратов по заказам населения фельдшером (врачом) обособленного подразделения медицинской организации по агентскому договору с аптечной организацией.

В 170 сельских поселениях лекарственное обеспечение населения осуществляют 173 аптечных организации, в том числе 64 аптеки и 109 аптечных пунктов.

В 442 сельских поселениях, где отсутствуют аптечные организации, лекарственное обеспечение осуществляется через обособленные подразделения медицинских организаций:

1) 82 обособленных подразделения 15 медицинских организаций получили лицензии на реализацию лекарственных препаратов населению, из них 1 врачебная амбулатория, 8 ОВП (семейных), 73 ФАП. Перечень лекарственных препаратов, продажа которых может осуществляться в обособленных подразделениях, утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 16.11.2010 N 1659-ПП "Об утверждении перечня медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленных подразделений (амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, центров (отделений) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и перечня лекарственных препаратов (за исключением наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов), продажа которых может осуществляться медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации";

2) 363 обособленных подразделений заключили агентские договоры на доставку лекарственных препаратов по заказам граждан, в том числе 327 ФАП.

В ряде территорий, где отсутствуют аптечные и медицинские организации, аптеками заключены агентские договоры на доставку лекарственных препаратов по заказам граждан с центрами социального обеспечения (Камышловский городской округ, Тугулымский городской округ).

Таким образом, лекарственное обеспечение населения налажено в 651 сельском поселении, что составляет 38 процентов от их общего количества и охватывает 95 процентов граждан, проживающих в сельской местности.

Нагрузка на 1 точку отпуска, обслуживающую сельское население, составляет 1 080 человек (по Российской Федерации - 3069 человек).

За 2010-2012 годы за счет средств федерального бюджета в фармацевтическом филиале ГБОУ СПО "Свердловский областной медицинский колледж" прошли обучение 239 специалистов с медицинским образованием, еще 114 фельдшеров получили второе образование по специальности "Фармация". Таким образом, медицинские работники из 42 муниципальных образований в Свердловской области повысили квалификацию и получили второе высшее образование по специальности "Фармация".

Кроме территориальной доступности точек отпуска лекарственных препаратов важную роль играет доступность первичной врачебной и первичной специализированной медико-санитарной помощи для населения, включающей назначение, коррекцию и отмену лекарственной терапии.

Министерством здравоохранения Свердловской области издан приказ от 19.10.2012 N 1192-п "Об организации кабинетов доврачебного приема для граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами за счет средств федерального и областного бюджетов" с целью снижения нагрузки на участковых врачей-терапевтов, врачей узких специальностей и времени ожидания приема врача и внедрения клиентоориентированных технологий работы в поликлинических отделениях медицинских организаций.

В январе 2013 года всеми 154 учреждениями, имеющими право выписывания льготных рецептов, включая специализированные и ведомственные ЛПУ, выписано 104413 рецептов, предусматривающих оплату за счет средств федерального бюджета, и 63288 рецептов, предусматривающих оплату за счет средств бюджета Свердловской области.

Доврачебные кабинеты по выписке льготных рецептов работают в 53 медицинских организациях Свердловской области, что составляет 58 процентов от общего числа медицинских организаций, имеющих право выписки льготных рецептов. Доля рецептов, выписанных в доврачебных кабинетах, составляет 8,2 процента от всех выписанных.

В 2012 году в целях предотвращения попадания в аптечную сеть и медицинские организации некачественных лекарственных средств, а также для своевременного отзыва забракованных или приостановленных серий лекарственных препаратов на территории Свердловской области организован сбор и анализ информации о состоянии качества лекарственных средств в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 17.01.2012 N 20-п "О порядке сбора и анализа информации о состоянии качества лекарственных средств, поступивших в обращение на территории Свердловской области в медицинские и аптечные организации государственной и муниципальной форм собственности".

Функции по сбору и анализу информации о состоянии качества лекарственных препаратов возложены на государственное бюджетное учреждение здравоохранение Свердловской области "Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств" (далее - Центр). Центр является экспертной организацией и составной частью системы сертификации лекарственных средств ГОСТ Р. Более 10 лет Центр формировал и поддерживал в актуальном состоянии базу Единой информационно-поисковой системы, содержащую сведения о забракованных, фальсифицированных лекарственных средствах, о лекарственных средствах, обращение которых приостановлено, а также о сериях и партиях лекарственных средств, поступивших в обращение в медицинские и аптечные организации, работающие на территории Свердловской области. В базу включена информация Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (далее - Росздравнадзор) о забракованных, фальсифицированных лекарственных средствах и другие показатели.

Система сбора и анализа информации о состоянии качества лекарственных средств предусматривает тесное взаимодействие с Центром государственных и муниципальных медицинских и аптечных организаций, которые в оперативном режиме передают сведения о закупаемых лекарственных средствах, что позволяет Центру еще на стадии поставки товара выявить серии и партии лекарственных средств, подвергшихся забраковке, и известить об этом организацию. Это предотвращает попадание в аптечную сеть и медицинские организации некачественных лекарственных средств.

Вся информация о закупках лекарственных средств, поступившая в Центр от медицинских и аптечных организаций, пополняет базу Единой информационно-поисковой системы и в случае получения информации от Росздравнадзора о забраковке серии (партии) лекарственного средства, позволяет своевременно известить владельцев товара и приостановить его дальнейшее обращение.

В 2012 году проверку закупаемых лекарственных средств по базе Единой информационно-поисковой системы Центра осуществляли 173 юридических лица, в базе данных зарегистрировано 6598 заявок на 386017 партий лекарственных средств.

Всего за период с 17 января 2012 года по 01 января 2013 года зафиксировано и предотвращено 67 фактов поступления в медицинские и аптечные организации недоброкачественных лекарственных средств и лекарственных средств, обращение которых на момент направления заявки запрещено или приостановлено по письму Росздравнадзора. Одновременно за период с 17 января 2012 года по 31 декабря 2012 года при проведении дополнительной экспертизы забракованы 15 партий лекарственных средств, в том числе 12 партий лекарственных средств, вызвавших сомнение в качестве. По всем фактам выявления недоброкачественных препаратов, в том числе впервые выявленным, направлены уведомления в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и Управление Росздравнадзора по Свердловской области.

За весь период сбора и анализа информации с 17 января 2012 года по 16 ноября 2012 года на основании информационных писем Росздравнадзора о выявлении на территории Российской Федерации недоброкачественной продукции в аптечные и медицинские организации государственной и муниципальной форм собственности Свердловской области направлена информация и тем самым предотвращено дальнейшее обращение 535 партий лекарственных средств.

Совершенствование системы лекарственного обеспечения населения Свердловской области предполагает решение следующих проблем:

1) отсутствие полноценной системы контроля за рациональным и эффективным использованием лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях;