Недействующий

Об утверждении программы "Развитие здравоохранения Свердловской области" на 2013-2020 годы (утратило силу с 26.03.2017 на основании постановления Правительства Свердловской области от 14.03.2017 N 144-ПП)

Повышение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям


Обеспечение своевременного доступа к медицинской помощи на соответствующем уровне для всего населения области, независимо от места проживания - основной итог мероприятий в сфере совершенствования трехуровневой системы оказания помощи матерям и детям.

Решение данной задачи возможно при условии успешного функционирования региональной системы перинатальной помощи. В связи с этим в области произведено разделение учреждений родовспоможения по уровням оказания медицинской помощи.

В учреждения первой группы вошли 27 учреждений здравоохранения, количество родов в которых не превышает 500 в год. В результате оптимизации трехуровневой системы оказания помощи матерям и детям в учреждениях I группы планируется сокращение коек для беременных и рожениц с 247 в 2012 году до 200 в 2020 году, что обеспечит среднегодовую занятость акушерской койки 292 дня в году при среднем продолжительности пребывания на койке 3,5-4 дня. Разумное сокращение коек учреждений I группы объясняется отдаленностью этих учреждений родовспоможения от других родильных домов (на 30-100 и более км).

К учреждениям второй группы отнесено 24 учреждения родовспоможения, количество родов в которых составляет от 500 до 1500 в год, в том числе 7 межтерриториальных перинатальных центров. Эти учреждения имеют в своей структуре отделения (палаты) реанимации и интенсивной терапии для женщин и новорожденных. К 2020 году в учреждениях II группы планируется увеличение количества родов, из которых до 21 процента будут физиологическими. С целью оптимального использования акушерского коечного фонда, использования принципов маршрутизации возникнет необходимость сокращения числа коек для беременных и рожениц с 810 в 2012 году до 720 в 2020 году. При этом средний срок пребывания на койке составит 6 дней, среднегодовая занятость койки - 293 дня в году.

К учреждениям третьей группы отнесено два учреждения - областной перинатальный центр ГБУЗ СО "ОДКБ N 1" и ФГБУЗ "Уральский научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества Министерства здравоохранения Российской Федерации". С момента открытия областной перинатальный центр оказывает медицинскую помощь пациенткам группы высокого риска по перинатальной патологии, в 2012 году в нем принято более 5000 родов. Частота оперативных родов составляет 46,6 процента, доля преждевременных родов - 11,62 процента. В среднем за сутки проходит около 20 родов.

Одним из перспективных путей развития перинатальной помощи области является дальнейшая оптимизация уровневой организации сети родовспомогательных учреждений, сопровождающаяся изменением схемы маршрутизации беременных женщин и рожениц и направлении их в более крупное и имеющее все возможности для современного уровня родовспоможения медицинское учреждение. В 2012 году была изменена маршрутизации беременных женщин и рожениц трех городских округов. Потоки беременных, родильниц и рожениц были переключены на родильные дома соседних территорий, имеющих достаточное количество коек. Для транспортировки обеспечена бесперебойная работа санитарного транспорта с контролем времени доезда по вызову, времени доставки в родовспомогательное учреждение. Сокращенные койки для беременных и рожениц перепрофилированы в койки патологии беременных, дневного стационара. Сохранены медицинские кадры, обеспечено регулярное повышение их квалификации. Наряду с этим в 2012 году завершено строительство и введен в эксплуатацию родильный дом второго уровня в городе Верхняя Салда, рассчитанный на 850 родов в год. Работа по реструктуризации учреждений родовспоможения первого уровня будет продолжена и в 2013-2020 годах путем изменения маршрутизации беременных женщин и рожениц городских округов Ачитский, Пышминский, Кушвинский, Карпинск, Новолялинский.

С целью организации современных систем управления качеством медицинской помощи и организации труда персонала в областном перинатальном центре введена электронная запись пациентов, что обеспечивает доступность медицинской помощи и возможность получения необходимой медицинской помощи в необходимые сроки.

Передача полномочий по организации медицинской помощи на уровень субъекта Российской Федерации дала возможность выстроить вертикаль в оказании специализированной перинатальной помощи и определить маршрутизацию беременных. Межтерриториальные перинатальные центры оказывают не только специализированную медицинскую помощь, но и амбулаторную консультативную помощь беременным прикрепленных территорий. В Северном управленческом округе Свердловской области, где проходит 4 530 родов в год, межмуниципальным перинатальным центром является ГБУЗ СО "Краснотурьинский родильный дом", кроме того учреждением II группы в Северном управленческом округе Свердловской области является ГБУЗ СО "Серовская городская больница N 1". В Южном управленческом округе Свердловской области (9 752 родов в год) определены два учреждения родовспоможения II группы - ГБУЗ СО "Городская больница N 7 город Каменск-Уральский" и ГБУЗ СО "Городская больница N 1 город Асбест", которые являются ММЦ. В Восточном управленческом округе Свердловской области (6 782 родов в год) межмуниципальным перинатальным центром является ГБУЗ СО "Ирбитская центральная городская больница", учреждением II группы является еще один родильный дом. В Западном управленческом округе Свердловской области (9 000 родов в год) к II группе относятся межмуниципальный перинатальный центр ГБУЗ СО "Городская больница N 1 город Первоуральск" и еще 4 учреждения. В территориях, не входящих в управленческие округа Свердловской области, определены 5 родильных домов II группы, включая учреждения города Екатеринбурга (19 660 родов), с городским перинатальным центром МБУ "Детская городская больница N 10".

В педиатрической службе работают 29 учреждений первого уровня, 22 - второго, в том числе ММЦ, и три учреждения третьего уровня (многопрофильные детские больницы). Приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 25.01.2011 N 1108а-п "О внесении изменений в приказ Министра здравоохранения Свердловской области от 06.05.2011 г. N 458-п "Об организации работы межмуниципальных медицинских центров в 2011 году" выделены учреждения здравоохранения, оказывающие детям первичную медико-санитарную помощь (учреждения первого уровня), 9 ММЦ - учреждений второго уровня, оказывающих специализированную медицинскую помощь по профилям педиатрической помощи, включая амбулаторную консультативную помощь для детей прикрепленных территорий, и три учреждения третьей группы (ГБУЗ СО "ОДКБ N 1", МБУ "Детская городская клиническая больница N 9" и ГБУЗ СО "ДКБВЛ "НПЦ "Бонум") для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

Совершенствование организации медицинской помощи детям предусматривает четкую маршрутизацию больных детей в действующей сети медицинских учреждений, оказывающих помощь детям, с учетом заболеваемости и смертности детского населения на территории Свердловской области согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.04.2012 N 366н "Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи", приказу Министерства здравоохранения Свердловской области от 02.08.2012 N 869-п "О совершенствовании оказания педиатрической помощи в Свердловской области". Трехуровневая система оказания медицинской помощи детям по профилям осуществляется в соответствии с разработанными и внедренными на территории Свердловской области порядками оказания медицинской помощи (неонатология, детская стоматология, детская онкология, детская эндокринология, детская гастроэнтерология, детская офтальмология, ортопедия и травматология, детская ревматология, детская нефрология, детская хирургия, детская урология-андрология, детская пульмонология, детская гинекология, детские инфекции, педиатрия).

Преобладание в структуре младенческой смертности гибели детей в постнеонатальный период, как правило, от причин, относящихся к разряду "управляемых", и, значит, предотвратимых (отдельные состояния перинатального периода, врожденные пороки развития, травмы и отравления), ставит проблему совершенствования наблюдения детей первого года жизни в условиях амбулаторно-поликлинического звена в Свердловской области в разряд приоритетных. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 13.12.2012 N 1450-п "О создании кабинетов мониторинга состояния здоровья и развития детей первого года жизни из групп перинатального риска, в том числе детей с экстремально низкой массой тела, низкой массой тела и недоношенных детей, по формированию хронической и инвалидизирующей патологии в составе межмуниципального медицинского центра" на базе всех ММЦ созданы кабинеты катамнеза недоношенных детей. Основной задачей кабинетов является совершенствование медицинской помощи детям из группы риска по формированию хронической и инвалидизирующей патологии.

Министерство здравоохранения Свердловской области не планирует на период 2013-2020 годов сокращения учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь детям, но ставит перед собой задачу рациональной оптимизации коечного фонда круглосуточных стационаров, приведения его к рекомендуемым федеральным нормативам. При этом приоритетным останется увеличение мест дневных стационаров для детей. Вместе с тем ставится задача оптимизации общего коечного фонда реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, в том числе для качественного этапного выхаживания детей с экстремальной низкой массой тела, с 215 коек в 2012 году до 235 коек в 2020 году, а также второго этапа выхаживания новорожденных с развертываением в 2013-2014 годах дополнительно 20 коек. Планируется также развитие высокотехнологичной медицинской помощь по профилю "неонатальная хирургия", включая койки кардиохирургической помощи.

Ожидаемые результаты по итогам I этапа реализации Подпрограммы 10:

1) увеличение сети ОВП до 35 единиц;

2) возведение модульных зданий для организации ФАП - до 107 единиц;

3) доведение обеспеченности ФАП медицинским оборудованием до 76 процентов;

4) увеличение доли посещений, выполненных выездными консультативно-диагностическими поликлиниками ММЦ и мобильными лечебно-профилактическими модулями, до 1,8 процента от общего числа посещений;

5) доведение количества ММЦ с учетом проведенного объединения и укрупнения до 28 единиц;

6) оптимизация численности коечного фонда (с учетом открытия паллиативных и реабилитационных коек) до 31 081 койки;

7) снижение показателя обеспеченности населения больничными койками до 71,9 койки на 10 000 человек населения;

8) увеличение показателя занятости койки до 322 дней;

9) увеличение обеспеченности местами в дневных стационарах до 22,7 места на 10000 человек населения;

10) снижение досуточной летальности - с 8,9 процента в 2012 году до 8,7 процента к числу умерших детей первого года жизни в 2015 году;

11) снижение доли детей первого года жизни, умерших вне стационара, - с 23,1 процента в 2012 году до 20,5 процента к числу умерших детей первого года жизни в 2015 году;

12) снижение числа среднегодовых коек для беременных и рожениц в учреждениях родовспоможения I группы - с 247 в 2012 году до 220 в 2015 году;

13) снижение показателя перинатальной смертности в учреждениях родовспоможения I группы - с 11,5 промилле в 2012 году до 9,5 промилле в 2016 году.

Ожидаемые результаты по итогам II этапа реализации Подпрограммы 10:

1) увеличение сети ОВП до 63 единиц;