Стоимость основных фондов организаций отраслевой науки Свердловской области
Стоимость основных фондов | |||
млн.рублей | процент от стоимости основных фондов | в расчете на одного работника тыс. рублей на человека | |
Всего | 2624,3 | 100,0 | 192,5 |
в том числе: | |||
Организации государственной формы собственности | 1909,4 | 72,8 | 292,3 |
Организации частной формы собственности | 174,8 | 6,6 | 59,7 |
Организации смешанной формы собственности | 540,1 | 20,6 | 129,5 |
Большинство организаций отраслевой науки области имеют собственные основные фонды. Из общей стоимости основных средств отраслевых институтов 20,3 процента приходится на машины и оборудование, а 77,7 процента - на здания и сооружения. При таком соотношении основных средств проведение исследований на современном уровне весьма затруднительно. Износ основных средств по отраслевой науке Свердловской области составляет 42,9 процента, при этом данный показатель практически одинаков для институтов всех форм собственности. Организации отраслевой науки Свердловской области традиционно уделяют большое внимание состоянию приборной базы. Идет процесс технического перевооружения парка научного оборудования. При этом главным источником обновления оборудования отраслевых научных организаций сегодня являются собственные средства. В течение последних трех лет нового оборудования (до 1 года) составляет в среднем порядка 20 процентов, уменьшилась доля оборудования старше 10 лет с 35 до 26,3 процента (рисунок 5*).
________________
* Рисунок 5 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Организации отраслевой науки Свердловской области занимают общую площадь 703,4 тысяч кв. м. Необходимо сказать, что время "выживания" науки за счет сдачи неиспользуемых площадей в аренду закончилось. Сегодня только 13,6 процента от общей площади сдается в аренду (в 2000 году эта доля достигала 50 процентов), а показатель арендуемой площади равен 1,2 процента. Организации государственной формы собственности занимают площадь почти 439,5 кв.км (62,5 процента), смешанной формы собственности - 191,7 кв.км (27,2 процента), а частные организации - 72,2 кв.км (10,3 процента).
Как показал анализ, отраслевая наука области почти полностью перешла на самостоятельный поиск заказчиков. Основным источником финансирования прикладных исследований и опытно-конструкторских работ сегодня являются договоры с хозяйствующими субъектами, на которые приходится 71,7 процента стоимости выполняемых работ. На федеральный бюджет приходится всего 7,6 процента общего объема финансирования, или 826,5 млн. рублей. На областной бюджет -1,6 процента, или 174,0 млн. рублей, и 2,3 процента составляют работы по грантам и международным договорам. Остальные 16,8 процента объема работ (1827,0 млн. рублей) выполнено за счет прочего финансирования. Основной объем федерального финансирования поддержки - 788,5 млн. рублей (95,4 процента) приходится на организации государственного сектора. Многие крупные отраслевые научно-исследовательские и проектные организации испытывают финансовые затруднения.
Процесс трансформации отраслевой науки идет сложно. Если в среднем наука Свердловской области потеряла за годы реформ порядка 40 процентов специалистов, то в отраслевом секторе потери куда более существенны. Новые организации в сфере отраслевой науки в последнее время практически не возникают. Снижение численности работников отраслевой науки Свердловской области - процесс объективный. Но он определяется вовсе не избыточностью российской науки, а резким спадом производства, практическим отсутствием стимулов у отечественных товаропроизводителей к модернизации производства, отсутствием инновационных традиций в обществе и слабым вниманием к проблемам отраслевой науки со стороны государства.
Сегодня, когда Россия переходит на инновационную модель развития, потребность в разработках отраслевых организаций особенно велика. Ведь отраслевая наука ориентируется на конкретного потребителя, тщательно изучается рынок, разрабатываются программы и бизнес-планы на дальнейшую перспективу. Подавляющее большинство законченных научно-технических работ, выполненных организациями отраслевой науки региона, находятся в подготовленном виде для коммерческого использования. Затраты на исследования и разработки в Свердловской области крайне низки, составляют всего 1 процент от внутреннего валового продукта, в среднем по России -аналогичные данные. Доля инновационно - активных предприятий, которые являются основными потребителями научно - технических разработок отраслевой науки, составляет менее 5 процентов. Поэтому если в самое ближайшее время не будут предприняты реальные шаги по формированию механизмов стимулирования инновационной активности производственных предприятий и смягчению условий хозяйствования для отраслевых научных организаций, то через 5-10 лет регион может просто лишиться отраслевой науки. Следует отметить, что поддержка отраслевой науки, в частности предоставление ей различных налоговых льгот, вовсе не благотворительность, а практически оправданные затраты государства на воспроизводство ресурсов развития.
Зона деятельности отраслевых институтов Свердловской области не замыкается в областных рамках. География работ организаций отраслевой науки включает не только сопредельные со Свердловской областью территории (Тюменский Север, Челябинскую область), но также регионы центральной России, Поволжья. Сохранение широкой географии деятельности отраслевой науки не только помогает сохранить научный потенциал Свердловской области в условиях общероссийского экономического кризиса, но и привлекает в экономику Свердловской области "живые" деньги с других территорий.
В отраслевой науке Свердловской области все отчетливее проявляется стремление к кооперации с промышленными предприятиями. Уже начал нарабатываться определенный опыт по созданию новых организационных форм взаимодействия науки, производства и финансовых структур, происходит консолидация научного потенциала в регионе. В частности, создано некоммерческое партнерство "Уральский объединенный научно-исследовательский и проектно-конструкторский центр металлургии", в который вошли отраслевые и академические институты и промышленные предприятия металлургического профиля Свердловской и Челябинской областей. Центр создан для решения комплексных научно-технических задач металлургии. Для решения вопросов организационно-экономического развития машиностроительных предприятий Свердловской области создан "Центр экономики машиностроения". Создано некоммерческое партнерство "Центр развития науки и технологий "Старый соболь", в состав учредителей которого вошли 7 отраслевых институтов области: открытое акционерное общество"СвердлНИИхиммаш", открытое акционерное общество "Унипромедь", открытое акционерное общество "Институт Гипроруда", открытое акционерное общество "Уралгипромез", закрытое акционерное общество "Проектно-изыскательский институт "Уральский промтранспроект", открытое акционерное общество "Уральский научно-исследовательский
технологический институт" и открытое акционерное общество "Строймашпроект", а также закрытое акционерное общество "Акционерная финансовая компания", закрытое акционерное общество "Уралсибмаш" и закрытое акционерное общество "Консалтингово - финансовая компания "Право. Менеджмент. Консалтинг".
На базе научно-исследовательских институтов созданы инновационные структуры по типу технопарков: ряд отраслевых институтов преобразованы в готовые инновационные предприятия, сочетающие в себе полный цикл создания инновационного продукта: научные разработки, проектирование, производство и выпуск наукоемкой продукции. Созданы комплексные научно-производственные центры на основе интеграции отраслевых институтов одного направления, где концентрируются специалисты, идеи, финансовые ресурсы.
Так при поддержке Правительства Свердловской области создан "Уральский объединенный научно-исследовательский и проектно-конструкторский центр металлургии", организован "Инженерный центр энергетики Урала".
Предпринимаются меры по преодолению разобщенности организаций отраслевой науки Свердловской области. Распоряжением Правительства Свердловской области от 14.08.2009 N 872-РП создан Совет по развитию отраслевых научно-исследовательских и проектных организаций Свердловской области и определены его основные задачи. Главной целью функционирования Совета является содействие развитию прикладной науки, координация и взаимодействие с промышленными предприятиями, вузовской и академической наукой, содействие внедрению научно-исследовательских разработок в производство.
Создание Совета позволит сформировать тесные партнерские отношения между отраслевыми научно-исследовательскими, проектными и промышленными организациями, вузами и другими центрами подготовки высококвалифицированных специалистов, региональными центрами высоких технологий, объектами инновационной инфраструктуры Свердловской области. Активное сотрудничество органов государственной власти и отраслевых организаций будет способствовать совершенствованию законодательной базы, стимулирующей и регулирующей вопросы развития отраслевой науки на территории Свердловской области, определению приоритетных и наиболее эффективных форм государственной поддержки научно-исследовательских и проектных организаций.