Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010 ГОД

Таблица 5

Граждане, занятые в крупных, средних и малых организациях (тыс.чел.)

В % к соответствующему периоду предыдущего года

2008 год

декабрь

803,1

98,9

2009 год

январь

795,9

98,4

февраль

791,7

97,7

март

788,6

97,0

апрель

786,3

96,4

май

784,8

96,2

июнь

784,9

95,8

июль

791,4

96,5

август

792,1

100,1


Напряженная ситуация на рынке труда на 1 октября 2009 года наблюдалась в Жигаловском, Катангском, Качугском, Нижнеудинском, Слюдянском, Тулунском, Усть-Илимском, Чунском районах и городах Черемхово, Свирск.

К городам и населенным пунктам с моноэкономической структурой производства отнесены 10 территорий:

рп. Юрты Тайшетского района;

пгт. Видим, п. Каймоновский, п. Речушка, п. Семигорск Нижнеилимского района;

рп. Атагай, рп. Шумский, п. Замзор Нижнеудинского района;

рп. Михайловка Черемховского района;

г. Свирск.

На территориях с моноэкономической структурой наиболее напряженная ситуация на рынке труда сложилась в Нижнеудинском районе, где уровень безработицы возрос с 3,9% на начало 2009 года до 5,1% на 1 октября 2009 года, и г.Свирске, где уровень безработицы соответственно возрос с 3,2% на начало 2009 года до 5,6% на 1 октября 2009 года. Рост уровня безработицы связан с увеличением высвобождаемых работников из организаций, расположенных на этих территориях.

Сложная ситуация возникла в г. Байкальске Слюдянского района как территории с моноэкономической структурой производства в связи с остановкой ОАО "Байкальский ЦБК" (далее - комбинат) и массовым высвобождением работников. По состоянию на 1 октября 2009 года с комбината уволено 1666 работников. Уровень зарегистрированной безработицы по г. Байкальску составляет 19,5%, что значительно выше критического. В 2010 году службой занятости населения Иркутской области планируется внести в Перечень городов и населенных пунктов с моноэкономической структурой производства и критической ситуацией в сфере занятости г. Байкальск Слюдянского района.

В Программе представлены мероприятия по снижению напряженности на рынке труда по системообразующим и градообразующим организациям, моноструктурным образованиям (приложение 5).

В отдельных районах Иркутской области, в которых происходит массовое высвобождение работников, практически отсутствуют вакансии рабочих мест.

Организациями, находящимися на территории Иркутской области в январе-сентябре 2009 года заявлены сведения о потребности в 117,7 тыс. работниках, что на 19,7 тыс. меньше, чем в январе-сентябре 2008 года.

Количество вакансий с начала 2009 года сократилось с 25 тыс. на 1 января 2009 года до 18 тыс. на 1 октября 2009 года. Коэффициент напряженности на регистрируемом рынке труда повысился с 1,4 человек, не занятых трудовой деятельностью, на 1 вакансию на начало 2009 года, до 2,6 человек на 1 октября 2009 года. Коэффициент напряженности на отдельных территориях значительно выше среднеобластного показателя.

В период роста безработицы и экономического спада особенно остро стоит вопрос трудоустройства инвалидов и выпускников образовательных учреждений. За 9 месяцев 2009 года численность обратившихся инвалидов в органы службы занятости населения Иркутской области составила 5,9 тыс. человек, что на 30% больше, чем за 9 месяцев 2008 года. В январе-сентябре 2009 года численность обратившихся в органы службы занятости населения Иркутской области выпускников образовательных учреждений составила 6,6 тыс. человек, что на 32% больше, чем в январе-сентябре 2008 года. Реализация дополнительных мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и стажировки выпускников образовательных учреждений будет способствовать заинтересованности работодателей в приеме на работу инвалидов и выпускников, а также повысит востребованность данных категорий граждан на рынке труда.

По пессимистическому прогнозу на 2009 год, численность зарегистрированных безработных могла составить на конец 2009 года 46 тыс. человек, реализация мероприятий Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2009 год позволила:

снизить коэффициент напряженности на рынке труда Иркутской области с 3,4 в июне 2009 года до 2,6 на 1 октября 2009 года;

снизить количество работающих в режиме неполной занятости с 24,3 тыс. человек в июне 2009 года до 18,0 тыс. человек в октябре 2009 года;

снизить темпы роста уволенных граждан по причине высвобождения. Максимальное количество организаций представили сведения в ноябре 2008 года о высвобождении 3,4 тыс. работников, в сентябре 2009 года количество работников, намеченных к высвобождению, снизилось до 2,2 тыс. человек;

снизить уровень безработицы с 3% на конец апреля 2009 года до 2,6% на 1 октября 2009 года.

В соответствии с субвенциями, предоставляемыми из федерального бюджета в 2010 году, реализация мероприятий Программы позволит:

трудоустроить при содействии органов службы занятости населения Иркутской области 106 тыс. граждан, ищущих работу, в том числе по программам временной занятости - не менее 19 тыс. человек;

направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, не менее 16,5 тыс. человек.

Дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения Иркутской области, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников.

С учетом сложившейся ситуации на рынке труда, в 2010 году прогнозируется снижение на 16,7% (с 12,6 тыс. человек до 10,5 тыс. человек) квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Иркутскую область в целях осуществления трудовой деятельности (предложения Правительства Иркутской области о потребности в привлечении иностранных работников утверждается в Минздравсоцразвития России).

Замещение иностранных работников национальными трудовыми ресурсами планируется в результате реализации мероприятий по профессиональному обучению, приоритетному трудоустройству граждан Российской Федерации в соответствии с соглашениями, заключенными между органами службы занятости населения Иркутской области с работодателями, использующими иностранную рабочую силу, по осуществлению дифференцированного подхода при выдаче заключений о привлечении и использовании иностранной рабочей силы с учетом востребованности, степени подготовки и квалификации привлекаемых иностранных работников.