Стратегическая цель нового этапа модернизации профессионального образования в Алтайском крае - совершенствование системы подготовки кадров как полноценного ресурса инновационного развития края на основе консолидации институтов начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного профессионального образования и реального сектора экономики. Однако разнообразные механизмы сотрудничества или совместной деятельности системы профессионального образования и работодателей в сфере подготовки кадров не имеют общих целевых установок и не носят системного характера.
Важнейшей проблемой при формировании объема и структуры приема в образовательные учреждения является отсутствие заказа со стороны работодателя на подготовку кадров в количественном и качественном выражении. Возникают сложности по оптимизации сети учреждений профессионального образования и профилей подготовки в них в связи с разной подчиненностью образовательных учреждений профессионального образования. Поэтому целенаправленная, комплексная деятельность органов исполнительной власти Алтайского края, органов местного самоуправления, общественных объединений, социальных институтов и реального сектора экономики по решению проблем обеспечения экономики региона кадрами требует анализа и определения перспектив развития как рынка труда, так и рынка образовательных услуг.
Сеть учреждений начального профессионального образования Алтайского края состоит из 40 учреждений (7 профессиональных лицеев и 33 профессиональных училища), из которых 19 учреждений расположены в сельской местности. Всего по очной форме обучается около 14 тыс. человек по 206 профессиям. Создано шесть ресурсных центров НПО: по направлению "транспорт" (в 2011 году); по направлению "строительство" (в 2008 году); два - по направлению "металлообработка" (в 2008 году, в 2010 году); два - по направлению "сельское хозяйство" (в 2008 году, в 2010 году). Реализация доступности обучения в краевых государственных бюджетных образовательных учреждениях начального профессионального образования обеспечивается выплатами стипендий, предоставлением бесплатного горячего питания и общежития.
78% учреждений обеспечены общежитиями, в которых ежегодно проживает до 6 тыс. обучающихся. Ежегодно среднее (полное) общее образование в учреждениях НПО получают 77-78% обучающихся.
Систему среднего профессионального образования Алтайского края образуют 42 учреждения СПО (36 краевых образовательных учреждений и 6 негосударственных образовательных учреждений), в которых обучается 31670 студентов по 105 специальностям. Создаются крупные многопрофильные средние специальные учебные заведения, реализующие основные профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования.
Система высшего профессионального образования в Алтайском крае представлена 37 учреждениями, в том числе 8 государственными, 5 негосударственными высшими учебными заведениями и 24 филиалами вузов. Количество вузов остается стабильным за прошедшие два года, хотя происходит уменьшение количества студентов с 94363 человек в 2008 году до 78382 - в 2012 году. Подготовка в вузах ведется более чем по 90 направлениям и специальностям ВПО.
Система профессионального образования остается недостаточно ориентированной на изменения рынка труда Алтайского края, на перспективные потребности его развития, что делает ее недостаточно конкурентоспособной. Сложившиеся на данный момент структура профессионального образования в Алтайском крае и оценка эффективности образовательных учреждений требует серьезных преобразований.
Ежегодно формируется краевой заказ на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Постановлением Администрации Алтайского края от 24.04.2006 N 172 утвержден порядок определения объема и структуры приема обучающихся за счет средств краевого бюджета в краевые государственные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования. Названный порядок предусматривает непосредственное участие работодателей в формировании заявки на подготовку кадров и корректировку краевого заказа по результатам трудоустройства.
Построение современной системы подготовки квалифицированных рабочих в крае строится по сетевому принципу. Основные точки развития учебно-лабораторной базы, кадрового и научно-методического потенциала сосредоточены в ресурсных центрах и интегрированных учреждениях НПО и СПО по направлениям: сельское хозяйство; строительство и жилищно-коммунальное хозяйство; транспорт; металлургия, машиностроение и металлообработка; переработка, сервис и общественное питание. В крае выстраивается сеть разноуровневых учреждений профессионального образования с развитой системой сетевого взаимодействия через ресурсные центры и базовые учреждения, в крупных городах - отраслевая специализация, в малых городах и крупных районных центрах - многопрофильная структура подготовки.
В целом на состояние системы профессионального образования в крае оказывают влияние следующие факторы:
снижение общего числа выпускников школ, соответственно, снижение численности обучающихся в учреждениях профессионального образования;
дисбаланс структуры профессионального образования и формирования заказа на подготовку кадров по уровням и направлениям подготовки;
снижение привлекательности профессионального образования по техническим направлениям для выпускников общеобразовательных школ;
высокая затратность модернизации существующих направлений подготовки, а также создания новых направлений по профессиям, востребованным экономикой края, ориентированным на инновационное развитие;
низкая составляющая общественного управления механизмами развития профессионального образования.