31.1. Обеспечение безопасности людей в чрезвычайной ситуации (ЧС), обусловленных природными стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, а также применением современного оружия (военные ЧС) является общегосударственной задачей, обязательной для решения всеми территориальными, ведомственными и функциональными органами управления и регулирования, службами и формированиями, а также подсистемами, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
31.2. При градостроительном проектировании безопасность людей в ЧС должна обеспечиваться:
1) снижением опасности поражения людей в ЧС путем предъявления и реализации специальных требований к расселению людей, рациональному размещению потенциально опасных и иных производств, транспортных и прочих техногенно опасных и жизненно важных объектов и коммуникаций, созданию объектов с внутренне присущей безопасностью и средствами локализации и самоподавления аварий, а также путем рациональной планировки и застройки городов и других населенных пунктов, строительства специфически устойчивых в конкретных ЧС зданий и сооружений, принятия соответствующих объемно-планировочных и конструктивных решений;
2) повышением устойчивости функционирования систем и объектов жизнеобеспечения и профилактикой нарушений их работы, могущих создать угрозу для жизни и здоровья людей;
31.3. Защита населения - комплекс взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам мероприятий РСЧС, направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.
31.4. Защите в ЧС подлежит все население с учетом численности и особенностей составляющих его основных категорий и групп людей на конкретных территориях: демографических (возраст, пол), по состоянию здоровья (уровень общей сопротивляемости организма действию экстремальных факторов и неблагоприятных условий жизни и быта, физическая и психическая способность к коллективным и самостоятельным защитным действиям, к пользованию средствами индивидуальной защиты) и т.д. Эти особенности подлежат учету при выборе эффективных, социально обоснованных и экономически реальных вариантов защиты, соответствующих специфике защищаемых контингентов, при разработке планов защиты населения в ЧС на подконтрольных территориях, а также при организации и проведении всесторонней подготовки к выполнению намеченного комплекса защитных мероприятий.
31.5. Мероприятия по подготовке к действиям по защите населения в ЧС следует планировать и осуществлять дифференцированно по видам и степеням возможной опасности на конкретных территориях и с учетом насыщенности этих территорий объектами промышленного назначения, гидросооружениями, объектами и системами производственной и социальной инфраструктуры; наличия, номенклатуры, мощности и размещения потенциально опасных объектов; характеристик, в том числе по стоимости и защитным свойствам в условиях ЧС, имеющихся зданий и сооружений и их строительных конструкций; особенностей расселения жителей; климатических и других местных условий.
31.6. Систему защиты населения в ЧС следует формировать на основе разбивки подконтрольной территории на зоны вероятных ЧС по результатам:
1) анализа вероятности возникновения на данной территории и на отдельных ее элементах ЧС;
2) прогнозирования характера, масштабов и времени существования вероятных ЧС;
3) оценки возможных факторов риска, интенсивности формирования и проявления поражающих факторов и воздействий источников ЧС;
4) оценки особенностей техносферы и населения подконтрольной территории и ее элементов.
31.7. Для выделенных зон опасности и согласно совокупным характеристикам относящихся к ним территорий, объектов техносферы и населения необходимо разрабатывать типовые варианты защиты населения и проводить мероприятия по заблаговременной подготовке к действиям в экстремальной обстановке. Типовые варианты защиты должны служить основой для выбора рабочего плана действий на данной территории при конкретной ЧС. При необходимости принятый в качестве рабочего план следует корректировать в соответствии со складывающейся обстановкой.
31.8. Мероприятия по защите населения в ЧС следует планировать и проводить при рациональном расходовании материальных и финансовых ресурсов, максимальном использовании существующих, дооснащаемых и вновь создаваемых производств, зданий и сооружений и объектов инфраструктуры, технических защитных и спасательных средств, приспособлений, специальной оснастки, профилактических и лечебных препаратов и прочего имущества.
31.9. При подготовке генеральных планов городских округов и поселений следует учитывать требования СНиП 2.01.51 "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны":
1) численность населения планировочных и жилых районов населенных пунктов при проектировании необходимо принимать в соответствии с таблицей 4;
2) максимальная плотность населения жилых районов и микрорайонов (кварталов) населенного пункта (чел./га) при проектировании не должна превышать показателей, приведенных в таблице 5;
3) при застройке селитебных территорий категорированных населенных пунктов этажность зданий не должна превышать 10 этажей.
31.10. При подготовке генеральных планов поселений и городских округов, отнесенных к группам по гражданской обороне, а также при реконструкции застроенных территорий категорированных городов должны соблюдаться требования СНиП 2.01.51.