Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ (с изменениями на: 25.09.2015)


 III. Содержание Программы подготовки


3.1. Содержание Программы подготовки состоит из учебно-тематического плана, включающего трудоемкость Программы подготовки, наименования и содержания разделов Программы подготовки.

3.2. Учебно-тематический план Программы подготовки:

N п/п

Наименование раздела

Всего (часов)

Лекции (часов)

Тренинги (часов)

Индивидуальное консультирование (часов)

1

2

3

4

5

6

1.

Введение в курс подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка

6

1

3

2

2.

Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях лиц, желающих принять в семью ребенка.
Понятие о мотивации лиц, желающих принять в семью ребенка

6

2

2

2

3.

Этапы развития ребенка

4

2

2

4.

Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка

8

2

6

5.

Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)

8

2

6

6.

Адаптация приемного ребенка и семьи, принявшей его на воспитание

8

2

4

2

7.

"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка"

6

2

4

8.

Обеспечение безопасности ребенка.
Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка

6

2

4

9.

Особенности полового воспитания приемного ребенка

2

1

1

10.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка

8

2

2

4

11.

Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан

4

2

2

12.

Взаимодействие семьи, принявшей ребенка на воспитание, с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям

4

4

13.

Подведение итогов освоения курса подготовки лицами, желающими принять в семью ребенка. Итоговая аттестация лиц, желающих принять в семью ребенка

2

2

Всего

72

20

40

12



3.3. Содержание разделов Программы подготовки:

3.3.1. Раздел 1. Введение в курс подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка.

Раздел включает проведение с каждым из лиц, желающих принять в семью ребенка, индивидуального собеседования (структурированное интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка);

содержание, цели и этапы проведения Программы подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка;

задачи подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка, по следующим темам:

выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

оказание помощи лицам, желающим принять в семью ребенка, в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

ознакомление лиц, желающих принять в семью ребенка, с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей; содержание основных законов и других документов, регулирующих взаимоотношения между приемными семьями и различными государственными службами. Конвенция ООН о правах ребенка как международный документ о правах детей. Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", нормативные правовые акты о социальных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации;

формирование у лиц, желающих принять в семью ребенка, знаний в области детской психологии; представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка (понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования лиц, желающих принять в семью ребенка, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с их согласия);

общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (общая характеристика приемной семьи как социального института; изменение структуры семьи и семейных взаимоотношений с появлением ребенка, взятого на воспитание; преодоление кризисов; подготовка ребенка к вхождению в семью; особенности процесса адаптации, помощь в освоении нового жизненного опыта, определение границ дозволенного, правил жизни семьи, формирование связей с различными членами семьи, развитие чувства безопасности и доверия; определение уровня здоровья и психофизического развития ребенка);

причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.

3.3.2. Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях лиц, желающих принять в семью ребенка. Понятие о мотивации лиц, желающих принять в семью ребенка.

Раздел 2 включает в себя следующие темы:

изучение потребностей развития ребенка и понимание лицами, желающими принять в семью ребенка, необходимости их обеспечивать (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки);

проведение оценки лицами, желающими принять в семью ребенка, своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;

проведение оценки лицами, желающими принять в семью ребенка, имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

3.3.3. Раздел 3. Этапы развития ребенка.

Раздел 3 включает следующие темы:

общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);

роль психологических потребностей в личностном развитии, привязанность, безопасность, идентичность (причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей).

3.3.4. Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.

Раздел 4 включает следующие темы:

виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;