ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2013 года N 256-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
(в редакции постановлений Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.06.2015 N 534-П, от 25.09.2015 N 903-П)
В целях реализации Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 351-ФЗ "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации", приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
(п. 1 в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.09.2015 N 903-П)
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа Сидорову И.К.
(в ред. постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.09.2015 N 903-П)
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ЛИЦ, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ НА ВОСПИТАНИЕ В СВОЮ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ОСТАВШЕГОСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
(в редакции постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.09.2015 N 903-П)
1.1. Настоящая Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Программа подготовки), в соответствии со статьей 127 Семейного кодекса Российской Федерации определяет цели и задачи подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка, содержание Программы подготовки, учебно-тематический план Программы подготовки, форму проведения подготовки по Программе подготовки, общую трудоемкость Программы подготовки, а также итоговую аттестацию по Программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить)), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью (далее - лица, желающие принять в семью ребенка).
1.2. Понятия и термины, используемые в настоящей Программе подготовки, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством.
1.3. Организация подготовки лиц, желающих принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется органами опеки и попечительства или уполномоченными организациями, отобранными органами опеки и попечительства в порядке, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 сентября 2009 года N 334 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423" (далее - организации).
2.1. Цели подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка:
повышение уровня компетентности и осознанности граждан при принятии в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
профилактика возврата ребенка из семей, принявших их на воспитание.
2.2. Задачи подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка:
повышение у указанных лиц психолого-педагогической и правовой компетенции, формирование педагогических навыков для воспитания ребенка;
обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
содействие созданию благоприятной адаптационной среды для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях граждан;
профилактика кризисных ситуаций в семьях, принявших на воспитание детей.
3.1. Содержание Программы подготовки состоит из учебно-тематического плана, включающего трудоемкость Программы подготовки, наименования и содержания разделов Программы подготовки.
3.2. Учебно-тематический план Программы подготовки:
N п/п | Наименование раздела | Всего (часов) | Лекции (часов) | Тренинги (часов) | Индивидуальное консультирование (часов) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Введение в курс подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка | 6 | 1 | 3 | 2 |
2. | Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях лиц, желающих принять в семью ребенка. | 6 | 2 | 2 | 2 |
3. | Этапы развития ребенка | 4 | 2 | 2 | |
4. | Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка | 8 | 2 | 6 | |
5. | Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности) | 8 | 2 | 6 | |
6. | Адаптация приемного ребенка и семьи, принявшей его на воспитание | 8 | 2 | 4 | 2 |
7. | "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка" | 6 | 2 | 4 | |
8. | Обеспечение безопасности ребенка. | 6 | 2 | 4 | |
9. | Особенности полового воспитания приемного ребенка | 2 | 1 | 1 | |
10. | Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка | 8 | 2 | 2 | 4 |
11. | Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан | 4 | 2 | 2 | |
12. | Взаимодействие семьи, принявшей ребенка на воспитание, с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям | 4 | 4 | ||
13. | Подведение итогов освоения курса подготовки лицами, желающими принять в семью ребенка. Итоговая аттестация лиц, желающих принять в семью ребенка | 2 | 2 | ||
Всего | 72 | 20 | 40 | 12 |
3.3. Содержание разделов Программы подготовки:
3.3.1. Раздел 1. Введение в курс подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка.
Раздел включает проведение с каждым из лиц, желающих принять в семью ребенка, индивидуального собеседования (структурированное интервью) в целях выяснения мотивов, ожиданий, понимания правовых и иных последствий приема ребенка на воспитание в семью, ресурсов семьи (материальных, социальных и психологических условий в семье, которые будут способствовать воспитанию ребенка);
содержание, цели и этапы проведения Программы подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка;
задачи подготовки лиц, желающих принять в семью ребенка, по следующим темам:
выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
оказание помощи лицам, желающим принять в семью ребенка, в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;
ознакомление лиц, желающих принять в семью ребенка, с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей; содержание основных законов и других документов, регулирующих взаимоотношения между приемными семьями и различными государственными службами. Конвенция ООН о правах ребенка как международный документ о правах детей. Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", нормативные правовые акты о социальных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации;
формирование у лиц, желающих принять в семью ребенка, знаний в области детской психологии; представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка (понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования лиц, желающих принять в семью ребенка, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с их согласия);
общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (общая характеристика приемной семьи как социального института; изменение структуры семьи и семейных взаимоотношений с появлением ребенка, взятого на воспитание; преодоление кризисов; подготовка ребенка к вхождению в семью; особенности процесса адаптации, помощь в освоении нового жизненного опыта, определение границ дозволенного, правил жизни семьи, формирование связей с различными членами семьи, развитие чувства безопасности и доверия; определение уровня здоровья и психофизического развития ребенка);
причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.
3.3.2. Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях лиц, желающих принять в семью ребенка. Понятие о мотивации лиц, желающих принять в семью ребенка.
Раздел 2 включает в себя следующие темы:
изучение потребностей развития ребенка и понимание лицами, желающими принять в семью ребенка, необходимости их обеспечивать (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки);
проведение оценки лицами, желающими принять в семью ребенка, своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы;
проведение оценки лицами, желающими принять в семью ребенка, имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.
3.3.3. Раздел 3. Этапы развития ребенка.
Раздел 3 включает следующие темы:
общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество);
роль психологических потребностей в личностном развитии, привязанность, безопасность, идентичность (причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей).
3.3.4. Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка.
Раздел 4 включает следующие темы:
виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка;
диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия;
семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение (оценка лицами, желающими принять в семью ребенка, своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение; семья как основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностями развития).
3.3.5. Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности).
Раздел 5 включает следующие темы:
потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка (роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка);
причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей;
типы "нарушенной привязанности" (понятия "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности");
понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; последствие вторичного отказа приемных родителей от ребенка (психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия).
3.3.6. Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и семьи, принявшей его на воспитание.
Раздел 6 включает следующие темы: