В результате высокой техногенной нагрузки и загрязнения токсичными веществами Свердловская область относится к регионам с напряженной экологической ситуацией, а около 18 процентов ее территории подвержено деградации окружающей природной среды.
Централизованное водоснабжение имеется во всех 47 городах области, а также в 27 рабочих поселках городского типа и 254 сельских населенных пунктах. По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, удельный вес населения, обеспеченного доброкачественной питьевой водой, в 2011 году составлял около 63 процентов от общего числа жителей, 32 процента населения использовало для питья условно доброкачественную воду, то есть воду, имеющую отклонения от нормативов по ряду показателей, а около 5 процентов жителей вообще не имеют доступа к качественной питьевой воде.
Отсутствие чистой воды и систем канализации является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, возникновения патологий и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. В отдельных случаях отсутствие доступа к чистой воде и системам канализации может привести к массовым заболеваниям и распространению эпидемий.
В 2011 году количество населения в Свердловской области, подверженного риску заболеваний, связанных с химическим загрязнением питьевой воды, составляло 1,2 млн. человек, а с микробиологическим - 300 тыс. человек.
Развитие исследований по выявлению риска для здоровья населения в связи с химическим и биологическим загрязнением поверхностных и подземных вод подтверждает необходимость целенаправленных действий для сокращения заболеваемости, связанной с антропогенным воздействием биологических и химических загрязнений.
Сложившаяся кризисная ситуация в области питьевого водоснабжения обусловлена недостаточностью мероприятий по охране источников питьевого водоснабжения, неудовлетворительным техническим состоянием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, неустойчивым финансовым положением организаций коммунального комплекса, несовершенством нормативной правовой базы и экономических механизмов в сфере водопользования.
В Свердловской области около 46 процентов водопроводных сетей нуждаются в замене, при этом ежегодно меняется не более 1,5 процента от их общей протяженности. По данным государственной статистики, на 1 января 2011 года степень износа основных фондов, задействованных в подъеме, очистке и распределении воды, а также сборе, транспортировке и очистке сточных вод, составила около 63 процентов. В результате износа потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, в системах водоснабжения составляют более 22 процентов.
Из-за многолетнего отставания темпов строительства систем и сооружений водоснабжения от темпов жилищного и промышленного строительства в настоящее время в 27 населенных пунктах сохраняется дефицит мощности систем водоснабжения.
Из 1339 источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения только 17 процентов имеют утвержденные в установленном порядке зоны санитарной охраны.
Особо следует отметить проблемы, связанные с обеспечением работы систем централизованного водоснабжения сельских населенных пунктов. Большинство этих систем строилось силами колхозов и сельскохозяйственных предприятий без соблюдения необходимых требований к прокладке и в настоящее время в связи с банкротством прежних владельцев находится в крайне неудовлетворительном техническом состоянии.
В Свердловской области не проходят очистку 7,1 процента сточных вод. Сточные воды, прошедшие через очистные сооружения, на 46 процентов остаются недоочищенными, то есть не соответствуют нормативным требованиям.
Более одной трети канализационных сетей нуждается в замене, при этом в 2011 году было заменено только 0,6 процента общей протяженности сетей. Значительное влияние на состояние окружающей среды оказывают аварии в системе сетей канализации, число которых ежегодно составляет более 900 единиц.
Неудовлетворительное состояние систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод вызвано недостаточным финансированием отрасли.
Тарифы на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в целом по России, включая Свердловскую область, приблизительно в 3 раза ниже, чем в странах Западной Европы. При этом рост тарифов обусловлен в первую очередь ростом расходов на текущее содержание, в результате чего в перспективе платежи населения за воду будут сопоставимы с расходами западноевропейских потребителей при значительно более низком качестве предоставляемых услуг.
При относительно низком уровне тарифов потребление питьевой воды значительно превышает потребление воды в развитых странах, наиболее экономично использующих воду. Это связано как с высокими потерями воды при транспортировке, так и с отсутствием у потребителей стимулов к экономии.
В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р, развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба, решение которой должно осуществляться в приоритетном порядке, в том числе путем реализации мероприятий федеральной целевой программы "Чистая вода" на 2011-2017 годы и аналогичных региональных целевых программ.
Мероприятия, реализуемые в рамках подпрограммы "Чистая вода" областной целевой программы "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012-2016 годы (далее - Подпрограмма), позволят активизировать работу по модернизации и развитию водохозяйственного комплекса Свердловской области. В составе работ Подпрограммы планируется осуществить мероприятия, направленные на совершенствование технологии подготовки питьевой воды и очистки сточных вод, реконструкцию, модернизацию и новое строительство водопроводных и канализационных сооружений, обустройство зон санитарной охраны водоисточников, создание условий для повышения инвестиционной привлекательности отрасли.
Целесообразность использования программно-целевого метода для перехода к устойчивому функционированию и развитию сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод определяется тем, что:
1) задача по обеспечению населения чистой водой входит в число приоритетов долгосрочного социально-экономического развития, ее решение позволяет обеспечить возможность для улучшения качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, создать условия для эффективного функционирования и устойчивого развития организаций;
2) необходимые капитальные вложения не могут быть осуществлены в пределах одного финансового года и требуют значительных расходов бюджетов различных уровней;
3) проблемы снабжения населения чистой водой носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.
В случае отсутствия программно-целевого решения проблемы могут возникнуть риски, связанные с недостаточным ресурсным обеспечением, сроки реализации инвестиционных проектов увеличатся на неоправданно длительное время, что не позволит обеспечить приведение систем водоснабжения и водоотведения в соответствие с требованиями потребителей и действующего законодательства Российской Федерации и Свердловской области.