Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012-2016 годы (с изменениями на 4 октября 2013 года) (утратило силу с 01.01.2014 на основании постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1634-ПП)

     

Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма "Обращение с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами" областной целевой программы "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012-2016 годы


Улучшение качества окружающей среды является одним из приоритетных направлений Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года.

Одним из факторов, оказывающих влияние на поддержание и восстановление благоприятного санитарного и экологического состояния территорий населенных пунктов, является организация работы в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Ежегодно в Свердловской области образуется 150-200 млн. тонн отходов, в том числе 8,2 млн. тонн из них составляют твердые бытовые (коммунальные) отходы, к которым относятся отходы хозяйственной деятельности населения (приготовления пищи, уборки и текущего ремонта квартир), крупногабаритные отходы домашнего обихода, упаковка, смет с дворовых территорий, улиц и площадей, а также отходы при эксплуатации зеленых насаждений. Их объем в значительной мере зависит от размеров населенных пунктов, численности населения, сосредоточенных в них производств.

В связи с тем, что на переработку передается лишь незначительное количество твердых бытовых (коммунальных) отходов, а основным методом их утилизации является захоронение на полигонах, площади земель, занятых под мусор, постоянно увеличиваются.

Дополнительную проблему составляют несанкционированные свалки, которые стихийно образуются на территориях муниципальных образований в Свердловской области и требуют значительных бюджетных средств на их ликвидацию.

В настоящее время в Свердловской области учтено 450 действующих объектов размещения твердых бытовых (коммунальных) отходов, занимающих площадь более 970 гектаров, и 39 рекультивированных объектов размещения коммунальных отходов, занимающих площадь около 650 гектаров.

При этом по утвержденным проектам выполнено всего 12 процентов полигонов от их общего количества, имеют документы на землепользование - 30 процентов, гидрологическое заключение - 45 процентов, наблюдательные скважины - 13 процентов.

По состоянию на 01 января 2012 года в соответствии с лицензиями на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности осуществлялась эксплуатация 71 объекта размещения коммунальных отходов.

Большинство действующих объектов эксплуатируется без лицензии, не соответствует требованиям санитарных норм и правил и оказывает негативное воздействие на окружающую среду: грунтовые воды, воздух и почву. Фильтрат и биогаз, образующиеся при эксплуатации таких объектов размещения твердых бытовых (коммунальных) отходов, являются основными загрязнителями окружающей среды.

На протяжении многих лет в Свердловской области в должной мере не решается вопрос сбора, хранения и переработки вторичного сырья, причем в основном сбор вторсырья осуществляется в городских округах, в сельских населенных пунктах - отсутствует.

В 2011 году в Свердловской области было собрано и переработано 1494,8 тыс.тонн вторичных ресурсов, в том числе: 719,2 тыс. тонн составляет бумага и картон, 347,9 тыс.тонн стекло, 191,6 тыс.тонн - полимерные материалы, 178,7 тыс.тонн - черные и цветные металлы, 57,4 тыс.тонн - прочие отходы.

Ввиду недостаточности средств в местных бюджетах полномочия органов местного самоуправления по организации безопасного обращения с отходами производства и потребления исполняются не в полной мере.

Так, схемы санитарной очистки населенных пунктов разработаны в 62 муниципальных образованиях в Свердловской области, долгосрочные муниципальные целевые программы по обращению с твердыми бытовыми и промышленными отходами отсутствуют.

Ситуация, сложившаяся в Свердловской области в сфере сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения твердых бытовых (коммунальных), создает серьезную опасность для здоровья населения, влечет за собой экономический ущерб за счет безвозвратных потерь потенциальных вторичных ресурсов и усугубляет негативное антропогенное влияние на общую экологическую ситуацию в Свердловской области.

В целях повышения безопасности проживания населения и улучшения качества окружающей среды необходимо осуществить оптимизацию количества полигонов твердых бытовых (коммунальных) отходов, приведение имеющихся объектов в соответствие требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации и Свердловской области, внедрение новых методов и технических решений в сфере обращения с коммунальными отходами.

Мероприятия по строительству (реконструкции) полигонов твердых бытовых (коммунальных) отходов, реализуемые в рамках подпрограммы "Обращение с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами" областной целевой программы "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012-2016 годы позволит активизировать работу по их хранению, обезвреживанию или использованию.

В случае отсутствия программно-целевого решения проблемы могут возникнуть риски, связанные с недостаточным ресурсным обеспечением мероприятий по развитию и модернизации объектов размещения и переработки твердых бытовых (коммунальных) отходов, сроки реализации инвестиционных проектов увеличатся на неоправданно длительное время, что не позволит увеличить количество населенных пунктов в муниципальных образованиях в Свердловской области, имеющих специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов.