В настоящее время площадь жилищного фонда Свердловской области составляет более 99,4 млн. квадратных метров, в том числе более 81,9 млн. квадратных метров в городах и поселках городского типа и 17,5 млн. квадратных метров в сельской местности. По сравнению с 2010 годом жилищный фонд увеличился на 1,6 процента.
С начала приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, создавшей предпосылки для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда, в частную собственность граждан передано 1227,2 тыс. жилых помещений, или 78,4 процента жилищного фонда области. По состоянию на 1 января 2012 года в частной собственности граждан и юридических лиц находилось более 81 млн. квадратных метров жилищного фонда, или около 80 процентов от его общего объема. По сравнению с 2009 годом темпы приватизации жилья снизились на 19,6 процента. Средний размер одной приватизированной квартиры составил 46,0 квадратного метра.
Состояние жилищного фонда Свердловской области в целом характеризуется высоким процентом износа, что в свою очередь приводит к увеличению затрат на содержание жилищного фонда.
Сокращение объемов жилищного строительства, имевшее место в начальный период реформирования экономики страны, отсутствие у балансодержателей реальных источников финансирования для проведения текущих и капитальных ремонтов, передача в муниципальную собственность значительного количества ведомственного жилья, находящегося в неудовлетворительном состоянии, привело к тому, что в течение последних лет сложилась устойчивая тенденция к увеличению объемов ветхого и аварийного жилищного фонда.
За период с 2006 по 2012 год ветхий и аварийный фонд увеличился на 16,2 процента, в том числе аварийный жилищный фонд - в 8,7 раза.
По состоянию на 1 января 2012 года муниципальный жилищный фонд с износом более 70 процентов и аварийный жилищный фонд составил 1,8 млн. квадратных метров, или 1,6 процента от общей площади жилищного фонда.
В городах и сельских населенных пунктах области насчитывается 6538 ветхих и аварийных многоквартирных жилых домов, в том числе в аварийном, непригодном для проживания состоянии находится около 295,6 тыс. квадратных метров жилья. В аварийном и ветхом жилищном фонде в Свердловской области проживает 47 545 семей, или более 142 тыс. человек.
Наибольшую долю ветхого и аварийного жилищного фонда составляет малоэтажное (до трех этажей) жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной собственностью.
Следует также отметить, что по ряду причин данные статистического наблюдения не соответствуют фактическим показателям по наличию ветхого и аварийного жилья, количество которого согласно данным администраций муниципальных образований составляет около 3 млн. квадратных метров, или 3,3 процента от общего жилищного фонда. В том числе в аварийном состоянии, непригодном для проживания, находится более 0,5 млн. квадратных метров жилищного фонда.
Возможность предоставления финансовой поддержки муниципальным образованиям в целях формирования жилищного фонда для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и (или) с высоким уровнем износа, установлена федеральным и областным законодательством в рамках областных долгосрочных целевых программ.
Мероприятия, реализуемые в рамках подпрограммы "Формирование жилищного фонда для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и (или) с высоким уровнем износа" областной целевой программы "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012-2016 годы (далее - Подпрограмма), позволят снизить число граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, сократить количество ветхих и аварийных жилых домов. В составе работ Подпрограммы планируется осуществить мероприятия по строительству, реконструкции жилых домов и нежилых зданий с их дальнейшим переводом в категорию жилых, приобретению жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья.
Целесообразность использования программно-целевого метода для решения проблемы сокращения объема ветхого и аварийного жилищного фонда определяется тем, что:
1) решение задач Подпрограммы входит в число приоритетов для формирования федеральных целевых программ, позволяет обеспечить возможность улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с неудовлетворительным техническим состоянием жилых домов, а также создать условия для приведения жилищного фонда в соответствие со стандартами качества;
2) необходимые капитальные вложения требуют значительных расходов;
3) решение проблем окажет положительное влияние на социальное благополучие общества и рост производства.
В случае отсутствия программно-целевого решения проблемы могут возникнуть риски, связанные с недостаточным ресурсным обеспечением мероприятий по формированию жилищного фонда для переселения граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и (или) с высоким уровнем износа, что приведет к увеличению объемов аварийного и ветхого жилищного фонда в Свердловской области и не позволит гражданам реализовать установленное законодательством Российской Федерации право на внеочередное получение жилья взамен аварийного.