Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012-2016 годы (с изменениями на 4 октября 2013 года) (утратило силу с 01.01.2014 на основании постановления Правительства Свердловской области от 27.12.2013 N 1634-ПП)

     

Раздел 1. Характеристика проблемы по развитию газификации Свердловской области, на решение которой направлена подпрограмма "Развитие газификации" областной целевой программы "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012-2016 годы


Существующее состояние газификации сетевым природным газом в Свердловской области не в полной мере отвечает ее потребностям.

Протяженность межпоселковых газопроводов составляет около 2,5 тыс. километров. Несмотря на то, что сетевой природный газ подведен почти ко всем населенным пунктам городского типа, за исключением рабочих поселков: Сосьва, Староуткинск, Дружинино, Гари и Шаля, доля сельских населенных пунктов с численностью населения более 5 человек, к которым подведен природный газ, на 1 января 2012 года составляет всего 15,7 процента. Сетевой природный газ подведен к 246 сельским населенным пунктам в Свердловской области.

Полностью отсутствует сетевой природный газ в населенных пунктах на территории следующих муниципальных образований в Свердловской области:

1) Сосьвинский городской округ, городской округ Староуткинск, Шалинский городской округ, Гаринский городской округ;

2) Таборинский муниципальный район;

3) Дружининское городское поселение;

4) Краснополянское сельское поселение Байкаловского муниципального района; Восточное сельское поселение, Галкинское сельское поселение, Зареченское сельское поселение, Калиновское сельское поселение и Кленовское сельское поселение муниципального образования Камышловский муниципальный район; Ницинское сельское поселение, Сладковское сельское поселение и Усть-Ницинское сельское поселение Слободо-Туринского муниципального района.

Недостаточно развита и газораспределительная сеть в населенных пунктах, имеющих сетевой природный газ.

На 01 января 2012 года общая протяженность внутри поселковых распределительных газопроводов, обслуживаемых газораспределительными организациями в Свердловской области, составляет около 6,75 тыс. километров. Фактическая протяженность распределительных газопроводов больше, поскольку отсутствуют данные о протяженности газопроводов, обслуживаемых иными организациями.

Недостаток развития газораспределительной сети отражается на уровне газификации жилого фонда и объектов коммунальной сферы в Свердловской области.

Уровень газификации природным газом в Свердловской области на 1 января 2012 года составляет 53,58 процента, в том числе в городской местности - 62,77 процента, в сельской местности - всего 14,95 процента. Число газифицированных природным газом квартир (домов) в Свердловской области составляет 1062,7 тыс. штук, в том числе в сельской местности - 57,03 тыс. штук.

В среднем по Российской Федерации уровень газификации природным газом на 01 января 2011 года составляет 56,31 процента, в том числе в городской местности - 61,11 процента, в сельской местности - 43,77 процента.

В свою очередь уровень газификации природным газом влияет на комфортность проживания и качество жизни населения, в особенности в сельской местности. Вместе с тем задача по достижению уровня газификации природным газом в Свердловской области до 100 процентов не может быть поставлена, так как уровень комфортности проживания, в особенности в многоэтажных жилых домах, также достигается путем оборудования жилого фонда электрическими плитами и системами централизованного теплоснабжения. Кроме того, часть населенных пунктов экономически нецелесообразно газифицировать сетевым природным газом в связи со значительной удаленностью и малочисленностью. Вопрос по обеспечению комфортности проживания в таких населенных пунктах должен решаться за счет использования альтернативных энергоресурсов.

Следует отметить, что развитие газификации в Свердловской области, в частности перевод частного жилого фонда в Свердловской области с централизованного отопления на отопление от индивидуального источника теплоснабжения, работающего на природном газе, позволило бы значительно сократить потери тепловой энергии в процессе транспортировки до потребителя.

Примерно четверть всех потерь газа в системе теплоснабжения жилищно-коммунального хозяйства приходится на малоэтажный жилищный фонд. Перерасход тепловой энергии за счет разницы в нормативах на отопление по малоэтажным домам, а также наличия больших потерь в тепловых сетях за счет их большой протяженности и неудовлетворительного технического состояния, ежегодно составляет порядка 320 тыс. Гкал. Удельные расходы тепловой энергии в малоэтажном жилищном секторе в 2-2,5 раза выше, чем в многоэтажном, следовательно, стоимость коммунальных услуг на единицу отапливаемой площади для данных потребителей пропорционально выше.

Проблема наличия недостаточной газораспределительной сети в Свердловской области, в том числе в сельской местности, может быть решена за счет строительства новых межпоселковых и внутри поселковых распределительных газопроводов и газовых сетей.

Одной из причин сдерживания темпов развития газификации в Свердловской области является недостаточность объемов финансирования мероприятий.

Инвестиционные средства, необходимые для развития газификации, могут быть получены за счет надбавок к тарифам, за счет привлечения иных внебюджетных источников и за счет бюджетных средств.

Инвестиционные проекты по подведению природного газа к населенным пунктам, как правило, имеют значительную стоимость. Кроме того, существуют социально значимые объекты, которые имеют большой срок окупаемости. В условиях регулирования тарифов на услуги по газоснабжению, теплоснабжению и обеспечения доступности этих услуг для населения, инвестиционные потребности на реализацию капиталоемких и социально значимых объектов не могут быть обеспечены в достаточных объемах за счет данного источника. Поэтому финансирование части инвестиционных расходов за счет бюджетных средств, в том числе финансирование инвестиционных проектов по строительству газопроводов межмуниципального значения и для газификации жилых домов, оправдано.

Внебюджетные средства в достаточно больших объемах привлекаются на финансирование развития газотранспортной системы в области с целью обеспечения надежности транспортировки газа и создания технической возможности для развития газораспределительной системы на территории Свердловской области.

Мероприятия, реализуемые в рамках подпрограммы "Развитие газификации" областной целевой программы "Комплексная программа развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области" на 2012-2016 годы (далее - Подпрограмма), позволят расширить газораспределительную сеть в Свердловской области, тем самым создать техническую возможность для газификации населенных пунктов в Свердловской области в целях улучшения комфортности среды проживания населения как одного из приоритетных направлений развития Свердловской области, определенных Стратегией социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Свердловской области от 27.08.2008 N 873-ПП "О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года", а также Программой социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Свердловской области от 15 июня 2011 года N 36-ОЗ "О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 годы".

Использование программно-целевого метода для решения проблем развития газификации Свердловской области с участием средств областного бюджета обусловлено тем, что изложенные проблемы в данной сфере носят межведомственный характер, взаимосвязаны между собой, требуют значительных инвестиционных ресурсов и выработки комплексного и системного их решения и не могут быть решены в пределах одного финансового года.

Применение программно-целевого метода для решения проблем развития газификации Свердловской области позволит обеспечить адресность, последовательность исполнения взаимоувязанных проектов по срокам их реализации и контроль инвестирования государственных средств в развитие газификации Свердловской области.

Кроме того, программно-целевой метод позволит обеспечить концентрацию ресурсов на решение приоритетных задач по развитию газификации Свердловской области с учетом бюджетных ограничений.

Программно-целевой подход необходим и для создания эффективного механизма координации и интеграции бюджетных ресурсов для решения проблем развития газификации Свердловской области.

Отказ от использования программно-целевого метода при решении задач, связанных с развитием газификации в области, может создать определенные риски и привести к негативным последствиям:

1) отсутствие комплексного подхода к решению проблем может привести к нарушению синхронности сроков строительства объектов газоснабжения, находящихся в единой взаимоувязанной технологической цепи, что может привести к неэффективному использованию вложенных средств и отсутствию конечного результата - обеспечения газоснабжения потребителей природного газа;

2) отсутствие возможности привлечения средств федерального бюджета на софинансирование мероприятий по развитию газификации в рамках федеральных целевых программ, так как государственная поддержка в виде субсидий из федерального бюджета может быть оказана Свердловской области только на условиях софинансирования из областного бюджета в рамках принятых областных целевых программ;