Оценка состояния водоснабжения и водоотведения населения по Республике Мордовия
Наименование муниципального образования | Доля населения, обеспеченного водопроводом | Доля населения, обеспеченного канализацией | Средняя по муниципальному образованию степень износа сооружений водоснабжения, % | Размер неучтенных потерь воды, в % от объема подачи в сеть |
Ардатовский муниципальный район | 22,30 | 17,28 | 44,4 | 14,33 |
Атюрьевский муниципальный район | 46,38 | 42,68 | 46,3 | 8,4 |
Атяшевский муниципальный район | 19,45 | 16,95 | 44,6 | 29,73 |
Большеберезниковский муниципальный район | 23,32 | 21,09 | 29,6 | 28,8 |
Большеигнатовский муниципальный район | 5,16 | 5,16 | 28,9 | 12,93 |
Дубенский муниципальный район | 15,84 | 7,35 | 37,7 | 9,3 |
Ельниковский муниципальный район | 42,02 | 33,75 | 26,9 | 25,3 |
Зубово-Полянский муниципальный район | 26,25 | 19,15 | 55,1 | 26,3 |
Инсарский муниципальный район | 31,64 | 27,52 | 53,4 | 16,55 |
Ичалковский муниципальный район | 23,74 | 21,64 | 28,5 | 7,4 |
Кадошкинский муниципальный район | 24,16 | 22,99 | 52,1 | 11,04 |
Кочкуровский муниципальный район | 26,19 | 22,60 | 29,9 | 12,67 |
Ковылкинский муниципальный район | 37,23 | 25,34 | 46,1 | 9,8 |
Краснослободский муниципальный район | 51,87 | 36,82 | 58,8 | 14,2 |
Лямбирский муниципальный район | 25,96 | 25,03 | 29,7 | 13,55 |
Ромодановский муниципальный район | 29,44 | 25,38 | 79,9 | 14,8 |
Рузаевский муниципальный район | 38,72 | 35,11 | 41,7 | 17,1 |
Старошайговский муниципальный район | 29,24 | 29,24 | 29,9 | 11,2 |
Темниковский муниципальный район | 61,82 | 30,96 | 62,2 | 19,3 |
Теньгушевский муниципальный район | 26,40 | 26,40 | 42,6 | 14,2 |
Торбеевский муниципальный район | 29,95 | 20,45 | 58,6 | 18,3 |
Чамзинский муниципальный район | 41,86 | 41,40 | 70,5 | 17,44 |
Городской округ Саранск | 85,02 | 84,77 | 66,8 | 13,72 |
Предусматриваются следующие варианты решения указанных проблем, а также оценка преимуществ и рисков.
Первый вариант решения проблемы - инерционный (существующее положение дел), без использования программно-целевого метода. Данный вариант приведет в конечном итоге не к улучшению, а ухудшению состояния систем водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах республики (повышение уровня износа инфраструктуры, ухудшение качества подаваемой в сеть питьевой воды, снижение числа населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества).
Второй вариант представляет собой комплексное решение всех поставленных задач в рамках реализации Программы. Только в этом случае представляется возможным расширение рамок по всем направлениям привлекаемых источников финансирования.
Реализация второго варианта решения проблемы позволит обеспечить выполнение основных индикаторов Программы.
Основные риски, связанные с реализацией Программы, определяются следующими факторами:
неопределенностью конъюнктуры и неразвитостью институтов рынка водоснабжения и водоотведения;
незавершенностью реформирования водного сектора и предстоящими изменениями в управлении отраслью на федеральном уровне;
зависимостью регионального рынка водного сектора от состояния и конъюнктуры российского и мирового рынков водного сектора;
отсутствием у потребителей заинтересованности в экономии водных ресурсов.
Наиболее целесообразным является второй вариант решения проблемы, при котором основные усилия будут направлены на максимальное расширение источников финансирования по всем программным мероприятиям.
Программа соответствует положениям Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 года N 94-З. Ускоренное внедрение передовых отечественных достижений по подготовке питьевой воды позволит достичь современных санитарных норм, устранить факторы риска для здоровья населения и получить существенную экономию финансовых средств за счет сокращения объемов работ по восстановлению для Республики Мордовия технологий водоподготовки.
Реализация программных мероприятий, совместная работа исполнителей Программы позволят решить организационно-правовые, медико-социальные и инженерно-конструкторские задачи, что приведет к улучшению и стабилизации механизма водоснабжения населения Республики Мордовия.