ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2010 года N 347
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЧИСТАЯ ВОДА" НА 2010 - 2015 ГОДЫ
(в редакции постановлений Правительства Республики Мордовия от 15.11.2010 N 446, от 25.07.2011 N 275, от 25.06.2012 N 222, от 23.07.2012 N 280, от 24.12.2012 N 510, от 18.03.2013 N 79, от 04.10.2013 N 431, от 13.03.2014 N 107, от 28.07.2014 N 353, от 20.10.2014 N 521, от 02.02.2015 N 41, от 25.05.2015 N 298, от 28.12.2015 N 736)
В целях обеспечения населения республики чистой питьевой водой и создания условий для более качественного доступа к системам водоснабжения и водоотведения Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Чистая вода" на 2010 - 2015 годы.
(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 04.10.2013 N 431)
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия Е.И.Дергунова.
Председатель
Правительства
Республики Мордовия
В.ВОЛКОВ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЧИСТАЯ ВОДА" НА 2010 - 2015 ГОДЫ
(в редакции постановлений Правительства Республики Мордовия от 04.10.2013 N 431, от 13.03.2014 N 107, от 28.07.2014 N 353, от 20.10.2014 N 521, от 02.02.2015 N 41, от 25.05.2015 N 298, от 28.12.2015 N 736)
Наименование программы | Республиканская целевая программа "Чистая вода" на 2010 - 2015 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | распоряжение Правительства Республики Мордовия от 17 мая 2010 г. N 240-Р |
Государственный заказчик - координатор Программы | Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия |
Государственные заказчики | Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия, Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия |
Основные разработчики Программы | Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия |
Цель и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | целью Программы является обеспечение населения чистой питьевой водой. |
Срок реализации Программы | 2010 - 2015 годы |
Объем и источники финансирования Программы | общая стоимость мероприятий в 2010 - 2015 годах 764,8 млн. рублей <*>, в том числе средства: |
(в ред. постановлений Правительства Республики Мордовия от 13.03.2014 N 107, от 28.07.2014 N 353, от 20.10.2014 N 521, от 02.02.2015 N 41, от 25.05.2015 N 298, от 28.12.2015 N 736) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | зарегистрированных больных: |
Система организации управления и контроль за исполнением Программы | Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия направляет ежегодно, до 1 февраля, в Министерство экономики Республики Мордовия и Министерство финансов Республики Мордовия информацию о ходе финансирования Программы, доклад об исполнении мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств. |
________________
<*> Прогноз.
Доступность и качество питьевой воды определяют здоровье граждан и качество жизни. Отсутствие чистой воды и канализации является основной причиной распространения кишечных инфекций, гепатита и болезней желудочно-кишечного тракта, увеличения степени риска возникновения "воднозависимых патологий" и усиления воздействия на организм человека канцерогенных и мутагенных факторов. До 20% всех заболеваний может быть связано с неудовлетворительным качеством воды. В отдельных случаях отсутствие доступа к чистой воде и канализации приводит к массовым заболеваниям и распространению эпидемий.
Разработка Программы осуществлялась в соответствии с потребностями, возможностями и конкретной ситуацией в республике.
Качество питьевой воды в Республике Мордовия, ее гигиенические нормативы по санитарно-микробиологическим показателям остаются крайне низкими. Около половины водоводов, водопроводных и канализационных сетей республики требует капитального ремонта или реконструкции.
По информации Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия, из 1531 водоисточника (артезианской скважины) не отвечают санитарным требованиям 269 (17,6%), в том числе из-за отсутствия зон санитарной охраны 265 (17,3%). Качество питьевой воды в источниках централизованного водоснабжения (артезианских скважинах) по микробиологическим показателям во всех исследуемых 1069 пробах соответствует нормативным требованиям санитарных норм. В водопроводной сети процент проб питьевой воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-микробиологическим показателям, в сравнении с 2008 годом снизился на 1,7 процента.
Республика Мордовия расположена в центре Русской равнины между 42°11' и 46°45' восточной долготы и 53°38' и 55°11' северной широты. Максимальная протяженность с запада на восток 298 км, с севера на юг 140 километров. Площадь Мордовии 26121 кв. км. Природа республики отличается высоким ландшафтным разнообразием. Большая ее часть находится в лесостепи пластово-ярусной Приволжской возвышенности, которая на западе республики переходит в лесную провинцию Окско-Донской низменности. Республика расположена на юго-западной периферии бассейна Волги в междуречье Мокши и Суры. Сура (правый приток Волги) протекает вдоль юго-восточной границы, ее основные притоки в Мордовии - Алатырь, Большая Кша, Чеберчинка, Штырма, Меня. Мокша (правый приток Оки) течет по западной части Мордовии, к ее бассейну относятся реки Вад, Сивинь, Исса, Сатис, Урей, Уркат. Республика Мордовия входит в состав Приволжского федерального округа, граничит с Рязанской, Нижегородской, Ульяновской, Пензенской областями и Чувашской Республикой, имеет хорошую транспортную связь с соседними областями. Столицей Республики Мордовия является г. Саранск. В республике 22 муниципальных района, городской округ Саранск. В состав муниципальных районов входят 6 городов, 10 поселков городского типа, 423 муниципальных поселения. Население республики насчитывает 833 тыс. человек.
В связи с удаленностью рек Мокша и Сура от мест расположения объектов экономики и основной части населения республики, а также высокой степенью их загрязненности водные ресурсы используются в небольшом количестве и не могут служить в качестве основных источников питьевого водоснабжения.
Основным эксплуатируемым водоносным горизонтом на территории Республики Мордовия является среднекаменноугольно-пермский карбонатный горизонт, на подземных водах которого базируется крупное централизованное питьевое, хозяйственное, промышленное и сельскохозяйственное водоснабжение. Подземные воды эксплуатируются водозаборами и одиночными скважинами.
Прогнозные эксплуатационные ресурсы подземных вод составляют 2604,6 тыс. куб. м/сутки, в том числе подземных вод питьевого качества (с минерализацией менее 1,0 г/л) - 1584,9 тыс. куб. м/сутки. Обеспеченность прогнозными ресурсами питьевого качества составляет 3,04 куб. м/сутки на одного человека. На сегодняшний день в Республике Мордовия выявлены и разведаны эксплуатационные запасы по 18 участкам месторождений пресных подземных вод. Степень освоения разведанных эксплуатационных запасов составляет 31,4 процента. Обеспеченность разведанными эксплуатационными запасами подземных вод на 1 человека составляет 0,52 куб. м/сутки.
Режим уровня эксплуатируемого водоносного среднекаменноугольно-пермского карбонатного горизонта в многолетнем разрезе определяется интенсивностью его эксплуатации. Длительный и сосредоточенный водоотбор, превышающий утвержденные эксплуатационные запасы подземных вод, и неравномерное распределение нагрузки привели к снижению уровня подземных вод эксплуатируемого водоносного горизонта и образованию крупной депрессионной воронки радиусом более 80 км с центром на территории Саранского городского водозабора, спровоцировали истощение и загрязнение пресных подземных вод. За время эксплуатации произошло снижение уровня подземных вод на 79,35 метра. Интенсивная эксплуатация подземных вод Саранского месторождения привела не только к истощению запасов пресных подземных вод, но и к ухудшению их качества в результате подтока вод нижележащего водоносного горизонта, что проявляется в увеличении минерализации, общей жесткости и солевого состава.
Подземные воды эксплуатируемого водоносного горизонта в природном состоянии не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 в восточных и южных районах республики (по минерализации, общей жесткости, содержанию железа общего, частично по уровню сульфатов, хлоридов). По содержанию фторидов превышение в природном состоянии отмечено практически на всей территории Республики Мордовия.
Ни на одном коммунальном водопроводе не имеется сооружений по доочистке питьевой воды.
Значительная часть сельского населения продолжает использовать в питьевых целях воду из сооружений и систем децентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Вода колодцев и родников не имеет надежной защиты от загрязнения и представляет в связи с этим высокую эпидемиологическую опасность для населения.
Проверкой Прокуратуры Республики Мордовия исполнения законодательства об обеспечении населения питьевой водой, об охране водных объектов при сбросе в них загрязняющих веществ выявлены существенные нарушения, создающие угрозу жизни и здоровью людей, причиняющие серьезный вред окружающей природной среде:
по мере поступления к потребителю качество воды ухудшается в связи с низким санитарно-техническим состоянием водопроводных сооружений и сетей, высоким процентом износа водопроводного оборудования, что отрицательно сказывается на качестве водопроводной воды;
несмотря на неблагополучную обстановку с обеспечением населения качественной питьевой водой, в большинстве муниципальных образований не приняты муниципальные программы об обеспечении населения водой надлежащего качества, средства на их реализацию не выделяются;
эксплуатирующими организациями не разработаны рабочие программы производственного контроля качества питьевой воды;
пользователями источников водоснабжения не осуществляется контроль и санитарное обследование территории, прилегающей к водозаборным сооружениям, не организованы зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения;
зачастую ЗСО источников водоснабжения имеют значительные разрушения. Такие нарушения выявлены во многих муниципальных образованиях;
владельцами водопроводов не выполняются необходимые санитарные мероприятия в пределах 1 - 3 поясов ЗСО;
в неудовлетворительном состоянии находятся очистные сооружения, главным образом, предприятий ЖКХ, в результате чего сточные воды в водные объекты сбрасываются без должной очистки, загрязняются реки. Сточные воды являются основным источником микробного загрязнения объектов окружающей среды, наличие возбудителей кишечных инфекций в воде при сбросе необеззараженных сточных вод может привести к возникновению массовых заболеваний населения;
выявлены бесхозяйные артезианские скважины, контроль за которыми никем не осуществляется.
Проблема обеспечения населения Республики Мордовия питьевой водой, как важнейшего фактора, определяющего качество жизни каждого человека, требует комплексного подхода к ее решению, который возможен только при сочетании инициативы населения, органов местного самоуправления и органов государственной власти Республики Мордовия. Оценка состояния водоснабжения и водоотведения населения по Республике Мордовия представлена в таблице 1.
Оценка состояния водоснабжения и водоотведения населения по Республике Мордовия
Наименование муниципального образования | Доля населения, обеспеченного водопроводом | Доля населения, обеспеченного канализацией | Средняя по муниципальному образованию степень износа сооружений водоснабжения, % | Размер неучтенных потерь воды, в % от объема подачи в сеть |
Ардатовский муниципальный район | 22,30 | 17,28 | 44,4 | 14,33 |
Атюрьевский муниципальный район | 46,38 | 42,68 | 46,3 | 8,4 |
Атяшевский муниципальный район | 19,45 | 16,95 | 44,6 | 29,73 |
Большеберезниковский муниципальный район | 23,32 | 21,09 | 29,6 | 28,8 |
Большеигнатовский муниципальный район | 5,16 | 5,16 | 28,9 | 12,93 |
Дубенский муниципальный район | 15,84 | 7,35 | 37,7 | 9,3 |
Ельниковский муниципальный район | 42,02 | 33,75 | 26,9 | 25,3 |
Зубово-Полянский муниципальный район | 26,25 | 19,15 | 55,1 | 26,3 |
Инсарский муниципальный район | 31,64 | 27,52 | 53,4 | 16,55 |
Ичалковский муниципальный район | 23,74 | 21,64 | 28,5 | 7,4 |
Кадошкинский муниципальный район | 24,16 | 22,99 | 52,1 | 11,04 |
Кочкуровский муниципальный район | 26,19 | 22,60 | 29,9 | 12,67 |
Ковылкинский муниципальный район | 37,23 | 25,34 | 46,1 | 9,8 |
Краснослободский муниципальный район | 51,87 | 36,82 | 58,8 | 14,2 |
Лямбирский муниципальный район | 25,96 | 25,03 | 29,7 | 13,55 |
Ромодановский муниципальный район | 29,44 | 25,38 | 79,9 | 14,8 |
Рузаевский муниципальный район | 38,72 | 35,11 | 41,7 | 17,1 |
Старошайговский муниципальный район | 29,24 | 29,24 | 29,9 | 11,2 |
Темниковский муниципальный район | 61,82 | 30,96 | 62,2 | 19,3 |
Теньгушевский муниципальный район | 26,40 | 26,40 | 42,6 | 14,2 |
Торбеевский муниципальный район | 29,95 | 20,45 | 58,6 | 18,3 |
Чамзинский муниципальный район | 41,86 | 41,40 | 70,5 | 17,44 |
Городской округ Саранск | 85,02 | 84,77 | 66,8 | 13,72 |
Предусматриваются следующие варианты решения указанных проблем, а также оценка преимуществ и рисков.
Первый вариант решения проблемы - инерционный (существующее положение дел), без использования программно-целевого метода. Данный вариант приведет в конечном итоге не к улучшению, а ухудшению состояния систем водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах республики (повышение уровня износа инфраструктуры, ухудшение качества подаваемой в сеть питьевой воды, снижение числа населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества).
Второй вариант представляет собой комплексное решение всех поставленных задач в рамках реализации Программы. Только в этом случае представляется возможным расширение рамок по всем направлениям привлекаемых источников финансирования.