ВВЕДЕНИЕ
Стратегия социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2025 года (далее - Стратегия) доработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 г. N 2444-Р "О плане мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года", а также с распоряжением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 22.04.2011 г. N 99-РА "План мероприятий Республики Северная Осетия - Алания по реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года" (Пункт 3 "Корректировка Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2025 года с учетом Стратегии").
Процесс разработки Стратегии основывался на следующих принципах:
единство и целостность - соответствие Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, отраслевым Стратегиям Российской Федерации, федеральным программным документам развития экономики и социальной сферы. В работе использованы материалы действующей Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2030 г., учтены рекомендации проектов нормативных правовых актов различного уровня, касающиеся вопросов стратегического планирования развития территории, методические рекомендации по подготовке стратегий социально-экономического развития региона, разработанные Министерством регионального развития Российской Федерации;
прозрачность (открытость) - публичность прохождения процесса разработки с привлечением максимального количества представителей заинтересованных сторон. Предварительные материалы Стратегии и ее отдельные разделы обсуждались в процессе совещаний, проведенных Министерством экономического развития Республики Северная Осетия - Алания, с участием представителей: Администрации Главы Республики Северная Осетия - Алания и Правительства Республики Северная Осетия - Алания; Министерства промышленности, транспорта и энергетики Республики Северная Осетия - Алания; Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия - Алания; Министерства государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия - Алания; Министерства Республики Северная Осетия - Алания по делам молодежи, физической культуры и спорта; Министерства архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия - Алания; Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания; Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия - Алания; Министерства культуры и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия - Алания; Министерства образования и науки Республики Северная Осетия - Алания; Министерства здравоохранения Республики Северная Осетия - Алания; Комитета жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Алания; Комитета дорожного хозяйства Республики Северная Осетия - Алания; Комитета Республики Северная Осетия - Алания по туризму и курортному делу; Комитета по связи и информационным технологиям Республики Северная Осетия - Алания; Комитета Республики Северная Осетия - Алания по занятости населения; Комитета Республики Северная Осетия - Алания по охране окружающей среды и природных ресурсов; Комитета Парламента Республики Северная Осетия - Алания по бюджету, налогам, собственности и кредитным организациям; Территориального органа Федеральной службы Государственной статистики по Республике Северная Осетия - Алания; администрации местного самоуправления муниципального образования г. Владикавказ и других муниципальных образований Республики Северная Осетия - Алания; Торгово-промышленной палаты Республики Северная Осетия - Алания; Владикавказского научного центра Российской академии наук и Правительства Республики Северная Осетия - Алания; Горского государственного аграрного университета; Северо-Кавказского горно-металлургического института (ГТУ); Северо-Осетинского государственного университета; представителей бизнеса и общественных организаций;
приоритет компетенций - привлечение к разработке Стратегии авторитетных экспертов (представителей коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных независимых экспертов, представителей научного сообщества). Стратегия разработана Инвестиционно-консалтинговой компанией AV по заказу Министерства экономического развития Республики Северная Осетия - Алания. В качестве экспертов проекта привлекались представители научных организаций;
научность - опора на существующие научные достижения в теории и практике, объективные законы и закономерности; финансовая обеспеченность – в рамках Стратегии представлены финансовые механизмы, обеспечивающие достижимость поставленных целей. Все прогнозы в Стратегии выполнены в ценах 2010 г. (в Приложении 1 приводятся данные в ценах 2008 г. для сопоставления со Стратегией социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года), потребность в финансировании рассчитывается в ценах 2011 г., данные статистики использованы по состоянию на 1 января 2011 года;
согласованность - непротиворечивость действий органов исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания действиям федеральных органов исполнительной власти;
внутренняя сбалансированность - увязка интересов всех субъектов региональной экономики с интересами республики;
результативность и эффективность функционирования - оценка эффективности реализации Стратегии структурно вписывается в систему индикаторов развития, определенных в Стратегии.
Стратегия состоит из четырех разделов: стратегическая диагностика, стратегическая доктрина, система мероприятий, механизмы и инструменты реализации Стратегии.
В рамках стратегической диагностики дается характеристика Республики Северная Осетия - Алания, оценка социально-экономического положения республики в разрезе выделенных комплексов, проводится анализ внешне-экономического окружения, определяются стратегические факторы развития региона.
На основании результатов диагностики формируется доктрина развития республики, которая включает: ценности; видение; стратегические цели и оценка их соответствия целям федерального правительства; сценарии и этапы развития; приоритетные направления модернизации и развития экономики и социальной сферы; индикаторы социально-экономического развития республики.
В рамках установленных целей и приоритетов формируется система мероприятий, обеспечивающая достижение целевых значений индикаторов.
Механизмы реализации Стратегии увязывают поставленные цели, ресурсы и исполнителей в рамках программно-целевого подхода к управлению.
Методологической основой Стратегии является рассмотрение социально-экономической системы Республики Северная Осетия - Алания в разрезе 7-ми комплексов (промышленного, агропромышленного, инфраструктурного, торгово-транспортно-логистического, социального, инновационного и туристско-рекреационного) и 4-х систем (безопасности, культурных коммуникаций, институциональной и пространственного развития), обеспечивающих развитие как на этапе стратегической диагностики, так и на последующих этапах: стратегической доктрины и определения механизмов реализации Стратегии в целом (система мероприятий).
1. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
1.1. Характеристика Республики Северная Осетия - Алания
Республика Северная Осетия - Алания - субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Кавказского федерального округа (далее – СКФО), состоящий из 1 города республиканского подчинения и 8 муниципальных районов.
Численность постоянного населения Республики Северная Осетия - Алания на 1 января 2010 г. составила 700 858 чел.
Административный центр Республики Северная Осетия - Алания - муниципальное образование город Владикавказ (наделен статусом городского округа, далее – г. Владикавказ) с численностью населения около 312,2 тыс. чел.[1] Расстояние от г. Владикавказа до г. Москвы - 1 805 км.
Республика Северная Осетия - Алания является одним из самых густонаселённых субъектов Российской Федерации. По состоянию на 1 января 2011 г. средняя плотность населения в регионе составила 89,0 чел./кв. км, занимая пятое место в стране по этому показателю. Реальная плотность населения в местах проживания основной части населения составляет более 140 чел./кв. км. Почти половина населения республики (46%) проживает в г. Владикавказе с подчинёнными ему населёнными пунктами.
В Республике Северная Осетия - Алания представлено более 100 национальностей. Самым многочисленным народом являются осетины - 62,7% от общей численности населения. Языком межнационального общения является русский – государственный язык Российской Федерации.
Республика расположена на северном склоне Большого Кавказа и граничит на юге с Грузией и Республикой Южная Осетия, на западе и северо-западе - с Кабардино-Балкарской Республикой, на северо-востоке – с Чеченской Республикой, на севере – со Ставропольским краем, на востоке – с Республикой Ингушетия.
Площадь Республики Северная Осетия - Алания - 8 000 кв. км, из них на долю горной полосы приходится 3 850 кв. км, то есть 48% всей площади. 4 121 кв. км занимают низменности и равнины: на севере – Ставропольская равнина, южнее - Терский и Сунженский хребты, в центральной части – Северо-Осетинская равнина, на юге – Главный, или Водораздельный, хребет Большого Кавказа. Высшая точка – гора Казбек, 5 033 м. В горной части республики, севернее Главного хребта, параллельно проходят четыре больших хребта: Боковой, Скалистый, Пастбищный и Лесистый. Хребты разрезаны ущельями, главными из которых являются Дарьяльское, Геналдонское, Куртатинское, Кассарское, Алагирское и Дигорское (Рисунок 1). Наибольшая протяженность республики с севера на юг - 125 км, с запада на восток – 120 км, наиболее узкая ее часть ("осетинский коридор") – около 3-х км.
С севера на юг республики, на протяжении более 100 км, природные зоны сменяют одна другую: степь, лесостепь, буково-грабовые леса, горные степи, сосновые леса, березовое криволесье, карстовая зона, альпийские луга, горная тундра, вечные снега и ледники. В республике преобладает умеренно-континентальный климат.
По своему географическому положению Республика Северная Осетия - Алания лежит в зоне развития субтропического климата, но она отделена от южных областей мощными горными хребтами и значительно открыта к северу. Важным показателем для климата республики можно считать продолжительность солнечного сияния в течение года. В горной зоне этот показатель колеблется от 1 980 до 2 780 часов. Подобные горно-рекреационные показатели имеют Швейцария, Австрия, Италия.
Рисунок 1