Организационными механизмами реализации Стратегии будет выступать совокупность стратегических, концептуальных, программных, прогнозных документов, разработанных и реализуемых в настоящее время, и документов, которые предстоит разработать на базе Стратегии развития края при постоянном совершенствовании организационно-функциональной структуры управления регионом.
Организационные механизмы реализации Стратегии можно разделить на две группы:
1) стратегические:
участие в реализации федеральных отраслевых стратегий, долгосрочных программ, приоритетных национальных проектов;
разработка и мониторинг долгосрочных прогнозов социально-экономического развития Алтайского края;
разработка и реализация стратегий социально-экономического развития муниципальных образований края;
разработка и реализация стратегий развития крупнейших предприятий Алтайского края и территориальных кластеров;
2) тактические:
участие в реализации среднесрочных федеральных целевых и ведомственных программ;
реализация среднесрочной программы социально-экономического развития Алтайского края;
разработка и реализация ежегодных планов действий исполнительных органов государственной власти Алтайского края по реализации Стратегии;
разработка и реализация краевых целевых и ведомственных программ, проектов;
разработка и реализация программ социально-экономического развития муниципальных образований на среднесрочный период;
отбор, государственная поддержка и реализация социально и экономически значимых инвестиционных проектов.
Перспективно применение механизмов государственно-частного партнерства в Алтайском крае при реализации проектов в сфере развития инфраструктуры и в сфере услуг.При использовании данного механизма целесообразно наметить реализацию следующих мер:
участие частного бизнеса в строительстве, модернизации объектов социальной сферы, транспортной, коммунальной, телекоммуникационной, туристско-рекреационной инфраструктуры;
заключение соглашений между органами местного самоуправления и градообразующими предприятиями по вопросам содержания объектов социальной инфраструктуры;
развитие благотворительности, поддержка малообеспеченных слоев населения, в том числе организация питания, досуга, создание фондов финансовой поддержки;
сотрудничество в области профессионального обучения, трудоустройства населения.
Особое место в обеспечении реализации Стратегии занимают государственные институты развития. Ключевыми направлениями функционирования институтов развития должны стать участие в организации и финансировании крупных проектов, относящихся к приоритетным сферам экономики, а также формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей доступ предприятий к необходимым финансовым, инновационным и информационным ресурсам. Реализация данных направлений позволит решить ряд стратегических задач, стоящих перед экономикой региона.
В целях эффективного использования потенциала институтов развития необходимо:
совершенствование законодательного регулирования деятельности институтов развития;
разработка целевых показателей деятельности институтов развития;
создание систем контроля и мониторинга деятельности институтов развития;
обеспечение координации деятельности институтов развития на региональном уровне в соответствии с общенациональными приоритетами экономической политики Российской Федерации;
обеспечение эффективного взаимодействия институтов развития с органами государственной власти.
Существенное значение для успешной реализации обозначенных в стратегии направлений будет иметь создание институциональных и инфраструктурных условий развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций, совершенствование механизмов привлечения институтов гражданского общества к участию в государственных и общественных делах, управлению территорией и решению вопросов, затрагивающих права и законные интересы жителей края.