Недействующий

Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года

Таблица 8

     

Пространственная характеристика зон экономического роста


Зона экономического роста

Доля зоны в площади Алтайского края

Территории края, входящие в зону

Социально- экономический центр

1

2

3

4

Северо-Восточная

29,0%

Города: Алейск, Барнаул, Новоалтайск, Заринск. Районы: Алейский, Заринский, Залесовский, Калманский, Кытмановский, Косихинский, Павловский, Первомайский, Ребрихинский, Тальменский, Тогульский, Топчихинский, Троицкий, Усть-Пристанский, Усть-Калманский, Шелаболихинский.

Барнаул

Юго-Восточная

17,4%

Города: Бийск, Белокуриха. Районы: Быстроистокский, Ельцовский, Зональный, Солтонский, Бийский, Красногорский, Советский, Алтайский, Петропавловский, Солонешенский, Смоленский, Целинный.

Бийск

Южная

27,4%

Города: Рубцовск. Районы: Волчихинский, Егорьевский, Змеиногорский, Курьинский, Краснощековский, Локтевский, Михайловский, Новичихинский, Поспелихинский, Рубцовский, Третьяковский, Чарышский, Угловский, Шипуновский.

Рубцовск

Северо-Западная

26,2%

Города: Камень-на-Оби, Славгород, Яровое. Районы: Баевский, Благовещенский, Бурлинский, Завьяловский, Ключевский, Кулундинский, Крутихинский, Мамонтовский, Немецкий, Панкрушихинский, Романовский, Родинский, Суетский, Славгородский, Тюменцевский, Табунский, Хабарский.

Славгород - Яровое


Северо-Восточная зона (рис. 5) формируется на основе Барнаульской агломерации и тяготеющего к ней г.Заринска, полностью или частично охватывая Павловский, Калманский, Первомайский, Тальменский, Косихинский и Заринский районы. Ядром и социально-экономическим центром зоны является г.Барнаул. Наибольший приоритет развития в данной зоне будут иметь сервисные отрасли, финансовая сфера, транспортно-логистический комплекс, машиностроение (транспортное, энергетическое), пищевая промышленность. Барнаул также возьмет на себя функции научно-исследовательского центра края. Транспортное развитие предусматривает реконструкцию железной дороги Новосибирск - Барнаул - Бийск, развитие аэропорта г.Барнаул, а также развитие сети автомобильных дорог.

Рис. 5. Зоны экономического роста и экономические центры Алтайского края (I - Северо-Восточная зона, II - Юго-Восточная зона, III - Южная зона, IV - Северо-Западная зона)

Рисунок не приводится.

Юго-Восточная зона находится в предгорной зоне на границе с Республикой Алтай, охватывая территории Солтонского, Бийского, Советского, Зонального, Смоленского, Солонешенского и Алтайского районов. Социально-экономическим ядром зоны является г.Бийск. На территории зоны получат развитие туристско-рекреационный комплекс, энергетическое машиностроение, фармацевтика, транспорт и пищевая промышленность. Бийск, аналогично Барнаулу, будет выполнять роль научно-инновационного центра для окружающей территории. Развитие энергетической инфраструктуры данной территории предусматривает строительство конденсатной электростанции и разработку Солтонского угольного месторождения. Развитие транспортной инфраструктуры включает модернизацию аэропорта г.Бийск, реконструкцию ж/д Барнаул - Бийск, а в перспективе продление железной дороги до Горно-Алтайска.

Южная зона расположена на территории Поспелихинского, Рубцовского, Змеиногорского, Курьинского, Краснощековского районов. Ядром Южной зоны будет является г.Рубцовск. На территории зоны выделяются следующие перспективные специализации: туризм и рекреация, добыча минерального сырья, сельскохозяйственное машиностроение, пищевая промышленность, деревообработка. Развитие зоны может включать и элемент международного сотрудничества, в первую очередь с частными и государственными организациями Республики Казахстан. Перспективными направлениями сотрудничества могут стать развитие туризма в горных районах, сельскохозяйственное производство, совместные горнорудные проекты.

На северо-западе края может быть сформирована Северо-Западная зона, расположенная на территории Бурлинского, Славгородского, Табунского, Кулундинского, Благовещенского и Немецкого Национального районов. Наибольшей социально-экономической значимостью в этой зоны выделяется г.Славгород, но к настоящему моменту его вряд ли можно считать полноценным центром формирующейся зоны. Устойчивое социально-экономическое развитие позволит ему в перспективе сформироваться в качестве ядра данной зоны. Перспективными специализациями на территории данной зоны являются пищевая промышленность, туризм и рекреация. Для повышения туристической доступности данной зоны необходимо обеспечить восстановление работы аэропорта в г.Славгород.