Перечень крупных инвестиционных проектов Алтайского края
N п/п | Наименование инвестиционного проекта | Стоимость инвестиционного проекта (млн. руб.) | Инициатор |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Строительство и техническое оснащение современного свиноводческого комплекса на 300000 голов (с учетом расширения мощностей), Тальменский район | 10200 | ООО "Алтаймясопром" |
2. | Строительство свинокомплекса производительностью 32,5 тыс.тонн мяса в живом весе в год, Косихинский район, Первомайский район | 4711 | ЗАО "Алтайский Бекон" |
3. | Строительство 2-й очереди птицеводческого комплекса с незамкнутым циклом и расширение комплекса до 80 тыс.тонн мяса птицы в год, Зональный район | 6900 | ЗАО "Алтайский бройлер" |
4. | Строительство животноводческого комплекса по производству молока и мяса с общим содержанием 14000 голов дойного стада и 26000 голов молодняка крупного рогатого скота (всего 40000 голов), Ключевский район | 11341 | ООО "Западное" |
5. | Создание транспортно-логистического терминала, г.Барнаул | 1503 | ООО "МОпСТ" |
6. | Глубокая переработка пшеницы на реконструированном мелькомбинате, с.Ребриха | 10500 | ОАО "Пава" |
7. | Строительство фабрики по производству огне-биозащищенных термоскрепленных нетканых теплоизоляционных материалов из короткого льноволокна, г.Барнаул | 629 | ООО "Классика" |
8. | Развитие предприятия по производству функциональных продуктов питания и натуральной косметики на основе алтайского возобновляемого природного сырья, г.Новоалтайск | 1200 | ООО "НПФ "Алтайский букет" |
9. | Строительство комплекса глубокой переработки пшеницы на аскорбиновую кислоту, клейковину, сорбит, крахмал, субстанцию глюкозы, кормовой дрожжевой белок, г.Новоалтайск | 5500 | ООО НПК "Карбоник" |
10. | Строительство Алтайской конденсационной электрической станции (КЭС) мощностью 660 МВт, схема выдачи электрической мощности Алтайской конденсационной электрической станции (КЭС) 660 МВт, строительство Мунайского разреза производительностью 4 млн.тонн в год, строительство автомобильной дороги г.Бийск - Алтайская КЭС (130 км) в Солтонском районе | 55249 | ООО "Алтайская КЭС" |
11. | Строительство на территории Алтайского края сети малых ГЭС общей установленной мощностью 30 МВт | 3000 | ООО "ИК "Энергия" |
12. | Разработка и освоение Корбалихинского месторождения полиметаллических руд, Рубцовский район | 9800 | ОАО "Сибирь-Полиметаллы" |
13. | Создание инфраструктуры, необходимой для функционирования индустриального парка "Новоалтайск Южный" | 3500 | управление Алтайского края по промышленности и энергетике, администрация города Новоалтайска |
14. | Организация производства ячеистого бетона по технологии фирмы Masa-Henke, г.Барнаул | 640 | ООО "Патай" |
15. | Строительство завода по производству керамических стеновых материалов в г.Новоалтайске | 1215 | ООО "Алтайская керамика" |
16. | Строительство второй обжиговой печи для производства клинкера в Заринском районе | 1768 | ОАО "Цемент" |
17. | Строительство цементного завода на базе Неверовского и Самарского месторождений известняков и глин в Локтевском районе | 7500 | ООО "Главное управление Алтайкоксохимстрой" |
18. | Реконструкция аэродрома аэропорта г.Барнаула | 3829,7 | управление Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи |
19. | Реконструкция аэропортового комплекса аэропорта г.Бийска | 1213 | управление Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи |
20. | Строительство автомобильной дороги "Северный обход г.Барнаула" с мостом через р.Обь | 10045 | управление Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи |
21. | Строительство ветроэлектростанции "Яровое" 23 МВт | 2333 | ООО "Вент Рус" |
22. | Создание высокоэффективного вагоносборочного производства, г.Новоалтайск | 4839 | ОАО "Алтайвагон" |
23. | Развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь", Алтайский район | 30000 | управление Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов |
24. | Создание автотуристского кластера "Золотые ворота", г.Бийск | 1355 | управление Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов |
25. | Создание туристско-рекреационного кластера "Белокуриха" | 7143 | управление Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов |
26. | Развитие игорной зоны "Сибирская монета", Алтайский район | 28900 | управление Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов |
Кроме того, в целях более полной реализации инвестиционного потенциала Алтайского края и в соответствии с приоритетами социально-экономического развития в долгосрочный период предлагаются следующие новые направления вложения инвестиций.
1. Реализации значительного геоэкономического (геостратегического) и природно-экологического потенциала Алтайского края может способствовать создание крупного соответствующего международным стандартам бизнес-парка с размещением в нем западно-сибирских представительств иностранных компаний и социальной инфраструктуры бизнес-класса для обеспечения постоянного проживания сотрудников представительств с семьями в условиях комфортного климата и благоприятной экологической обстановки. Бизнес-парк может сформировать конкурентоспособное предложение на рынке делового туризма, сориентированном на страны АТР.
Крупномасштабность и значимость инвестиционного проекта обусловлена тем, что, помимо строительства самого бизнес-парка, в рамках реализации данного проекта необходимо будет обеспечить развитие до современного международного уровня всех видов инфраструктуры, а именно, потребуется сертификация на международные авиаперевозки аэропорта, строительство скоростной автомагистрали от аэропорта до места локализации будущего бизнес-парка, создание современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, инфраструктуры досуга и т.д. Указанный проект обеспечит весьма значимый системный эффект как для территории размещения, так и для смежных отраслей.
Инвестиционный проект способен в долгосрочной перспективе поддержать и усилить конкурентные преимущества региона, фундамент которых в среднесрочный период закладывается созданием туристско-рекреационного кластера федерального значения.
Возможные варианты размещения бизнес-парка - г.Барнаул либо г.Бийск.
2. В целях снижения уровня энергозависимости от соседних регионов Российской Федерации (Кемеровской области, Красноярского края) и Республики Казахстан, минимизации энергетических потерь, а также обеспечения рационального природопользования предлагается создание высокотехнологичного предприятия, специализирующегося на изготовлении энергоэффективных приборов, материалов и конструкций, включая тепловые насосы, автоматизированные системы диспетчерского управления жилыми зданиями, индивидуальные механические вентиляции с рекуперацией тепла, новые строительные материалы с низкими коэффициентами теплопроводности.
Реализация данного инвестиционного проекта на основе использования механизма государственно-частного партнерства будет способствовать повышению качества жизни населения края за счет модернизации сферы жилищно-коммунального хозяйства и развития инновационных технологий в сфере жилищного строительства (в частности, широкого использования разработанных технологий и материалов при создании энергоэффективных и "пассивных" зданий), а также снижению антропогенного воздействия на окружающую среду, т.е. сохранению благоприятных экологических условий.
Возможный вариант размещения предприятия - г.Бийск.
3. Для обеспечения координации мероприятий по привлечению инвестиций в край целесообразно создание собственного регионального института развития - корпорации развития Алтайского края, которая призвана выполнить роль связующего звена и площадки согласования интересов инвесторов, с одной стороны, и стратегических приоритетов развития края - с другой, содействуя их взаимоувязанной реализации.
По своему статусу корпорация развития может быть коммерческой организацией в форме акционерного общества. Основная цель деятельности корпорации может быть сформулирована как реализация приоритетов развития Алтайского края с целью извлечения прибыли за счет реализации эффективных инвестиционных проектов в приоритетных сферах.
Для реализации данной цели корпорация развития может осуществлять следующие функции: формирование и опубликование информационного ресурса об инвестиционном предложении Алтайского края; поиск источников финансовых ресурсов и привлечение инвесторов; сопровождение инвестиционных проектов, отвечающих определенным критериям значимости, с помощью оказания всего необходимого спектра консультационных услуг по инвестиционной оценке и выбору строительных площадок, менеджменту, правовому сопровождению, подготовке предпроектной документации и др.
Важной частью работы корпорации развития Алтайского края может стать аналитическая работа по выявлению перспективных инвестиционных проектов и рыночных ниш, а также выдвижение предложений по изменению регионального законодательства в целях улучшения общего инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности приоритетных отраслей экономики. Корпорация должна выступать в роли исполнителя проводимой региональной политики и обладать собственной стратегией деятельности, согласованной со Стратегией развития Алтайского края, чтобы снизить риски превращения данного института в один из инструментов реализации частных интересов инвесторов вне связи с интересами региона.
4. В целях совершенствования пространственной организации экономики Алтайского края и выравнивания уровня жизни населения на его территории необходимо обеспечить развитие региональных экономических центров: Бийска, Рубцовска, агломерации Славгород - Яровое. Усиление экономической и социальной активности в указанных центрах можно обеспечить путем разработки и реализации "Программы пространственного развития Алтайского края", включающей комплекс организационных мероприятий и инвестиционных проектов.
В указанной программе должны быть проработаны сразу нескольких блоков, в том числе:
социальный блок, в рамках которого должно быть предусмотрено создание в указанных экономических центрах краевых организаций социального профиля (в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта), размещение дополнительных высших и среднепрофессиональных учебных заведений, значимых культурных и общественных объектов, спортивных арен и т.д., а также реализация разнообразных проектов по созданию научно-исследовательских центров или центров мониторинга (например, в сфере экологии);
административный блок, в рамках которого возможно предусмотреть перенесение некоторых краевых ведомств из Барнаула в выбранные региональные экономические центры, а также размещение в них новых, специально организованных межмуниципальных органов управления, имеющих соответствующие компетенции и наделенных полномочиями по координации комплексного и эффективного развития подведомственных территорий;
инфраструктурный блок, в рамках которого предполагается развитие региональной транспортной и инфокоммуникационной инфраструктуры, в том числе, реализация проектов по строительству или реконструкции автомобильных дорог, связывающих указанные региональные экономические центры между собой и с г.Барнаулом, обоснование необходимости совершенствования железнодорожного сообщения, реконструкции аэропортов в региональных экономических центрах, совершенствование местной транспортной инфраструктуры (в том числе автодорог, связывающих выбранные центры с центрами тяготеющих к ним муниципальных районов для облегчения доступа населения районов Алтайского края к социальным и рыночным услугам, предоставляемым в региональных экономических центрах) и др.
блок совершенствования городской среды, в рамках которого предполагается формирование качественных условий жизни населения в ведущих экономических центрах края, реализация проектов по развитию общественных пространств, комфортной и дружественной общественной инфраструктуры, модернизации жилого фонда;
экономический блок, в рамках которого предполагается создание деловой инфраструктуры в новых региональных центрах (реализация проектов по строительству современных общественно-деловых центров, гостиниц и т.д.), создание институтов поддержки деловых объединений и ассоциаций местного бизнеса, создание специализированных координирующих органов (например, Центра развития туризма на Алтае), развитие финансовых институтов, обоснование целесообразности реализации проектов по созданию региональных промышленных парков и особых экономических зон (включая строительство необходимой транспортной, энергетической, инженерной и деловой инфраструктуры), а также разработка системы льгот и финансовой поддержки предприятий на территории указанных экономических центров.