Недействующий

Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года

8.2. Нормативные правовые механизмы


Первостепенной задачей органов законодательной и исполнительной ветвей власти Алтайского края является совершенствование существующих и создание новых правовых норм и институтов, использование которых обеспечит поступательное социально-экономическое развитие региона в соответствии с выбранными стратегическими приоритетами. Итоговым результатом этой правотворческой деятельности должно стать образование эффективного и завершенного нормативного правового механизма реализации Стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года.

При этом необходимо исходить из того, что нормативный правовой механизм реализации Стратегии в своей целостности включает не только региональное и местное, но и федеральное законодательство. В связи с этим важнейшим направлением нормативно-правовой работы, наряду с совершенствованием регионального законодательства, становится взаимодействие органов государственной власти края с федеральными органами государственной власти, проработка предложений по совершенствованию федерального законодательства и выход с необходимыми законодательными инициативами на федеральный уровень.

В качестве инструмента достижения поставленных целей развития нормативный правовой механизм реализации Стратегии должен быть основан на принципе согласованности интересов всех участников регионального развития - общества, государственной власти и корпоративного сектора, что обеспечит заинтересованность и скоординированность их деятельности в рамках ее реализации. Создаваемые правовые нормы должны обеспечивать динамичное развитие края, прежде всего, за счет стимулирования инвестиционной и предпринимательской деятельности, а также закреплять оптимальные формы взаимоотношений между властью и бизнесом в процессе осуществления мероприятий Стратегии.

Важнейшими сферами регионального законодательства, которые могут быть отнесены к элементам нормативного правового механизма, где необходимо совершенствование существующих и принятие новых норм, направленных на обеспечение реализации основных положений Стратегии являются кластерная политика; государственная поддержка приоритетных отраслей экономики; инвестиции; инновационная деятельность; государственно-частное партнерство; поддержка малого и среднего бизнеса; налоговая система; административная реформа; экологическое право; законодательство, регулирующее деятельность учреждений социального комплекса, включая деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций; межрегиональное и международное сотрудничество (в рамках федерального законодательства: создание единого экономического пространства, развитие межрегиональных инфраструктурных систем, развитие сотрудничества по отдельным направлениям экономической, культурной, молодежной и информационной политики, содействие межрегиональному сотрудничеству субъектов малого и среднего предпринимательства, межвузовскому международному сотрудничеству и др.).

Для обеспечения инновационной модернизации, диверсификации экономики Алтайского края и формирования конкурентоспособных территориальных кластеров в первую очередь необходимо принятие основополагающего нормативного правового акта - закона "О кластерной политике в Алтайском крае" с целью определения принципов и правовых основ государственной политики края по созданию условий для функционирования кластеров. В законе должны быть законодательно установлены и определены понятие "кластер", статус участника кластера, нормы о приоритетных направлениях и видах кооперации предпринимательской и инновационной деятельности, механизмы поддержки кластерных инициатив в виде конкурсного субсидирования инженерного обустройства территорий кластера, предоставления налоговых льгот. Особый акцент должен быть сделан на нормах о поощрении обмена инновациями между участниками кластера и использования различных форм международного научно-технического сотрудничества как основных движущих сил образования кластера. Дополнительным мероприятием по данному направлению является создание норм о процедуре мониторинга достижения целей кластерного развития и анализа его эффективности с целью корректировки закона и программ развития приоритетных отраслей.

Приоритетом в области кадрового обеспечения реализации направлений по созданию в Алтайском крае федерального агропромышленного кластера и туристско-рекреационного комплекса международного значения является разработка норм об осуществлении государственной поддержки обучения, повышения квалификации и профессиональной переподготовки агроспециалистов, специалистов в области туризма и сервиса и управленческих кадров для туризма, сельского хозяйства и смежных с ним отраслей (переработка сельхозпродукции, сельхозмашиностроение), обеспечивающей широкие возможности для восприятия опыта мировых компаний и регионов-лидеров сельского хозяйства и туристской индустрии, в т.ч. с использованием механизма государственного заказа.

Важным вкладом в становление агропромышленного кластера будет принятие законодательных мер по ускорению оборота сельскохозяйственных земель и льготному предоставлению земель государственного фонда в аренду фермерам и сельскохозяйственным организациям, что поможет сформировать территориальное ядро кластера. Льготное налогообложение для потребительских кооперативов в агропромышленном комплексе наряду с созданием прозрачно функционирующей конкурентной оптово-розничной сбытовой сети должно увеличить рентабельность сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств и снизить риски обеспеченности перерабатывающей пищевой промышленности края сырьем. Дальнейшей задачей развития агропромышленного кластера должно стать превращение данной сети в общероссийскую, а затем в международную с обеспечением интеграции региональных сельскохозяйственных организаций в производственные цепочки крупных вертикально-интегрированных российских и мировых агропромышленных холдингов. Необходимо принятие дополнительных норм для стимулирования модернизации перерабатывающих мощностей агропромышленного комплекса и увеличения объема и спектра государственной поддержки эффективно работающих крестьянских (фермерских) хозяйств. Также должна быть усилена правовая поддержка экспортоориентированной деятельности сельскохозяйственных организаций Алтайского края по продвижению их продукции на внешних рынках.

Для повышения конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса необходимо ввести нормы о государственной поддержке строительства туристической недвижимости повышенной комфортности (от трех "звезд"), благоустройстве рекреационных территорий и обеспечении их санитарной безопасности, а также о модернизации транспортной инфраструктуры Алтайского края в целях улучшения транспортной доступности туристско-рекреационной инфраструктуры. Должны быть законодательно регламентированы требования к различным классам туристических объектов, отвечающие мировым стандартам.

Другим направлением развития нормативной правовой базы реализации Стратегии должно стать создание условий для увеличения притока инвестиций в сельское хозяйство, туризм, развитие транспортной инфраструктуры, системы обращения с отходами, реформирование жилищно-коммунального хозяйства, социальную сферу путем совершенствования инвестиционного законодательства. Среди мероприятий этого блока необходимо выделить развитие норм о государственном информационном сопровождении приоритетных инвестиционных проектов (развитие системы государственной консалтинговой поддержки, создание информационных реестров сельхозпредприятий, туристских организаций), конкурсном порядке предоставления финансовых ресурсов инвесторам, успешно реализующим инвестиционные проекты в приоритетных отраслях. Необходимо снятие излишних ограничений на предоставление земли и упрощение процедуры инженерного обустройства производственных площадок. Требуется создание законодательных условий для организации постоянного инвестиционного маркетинга Алтайского края с целью привлечения крупных российских и зарубежных стратегических инвесторов, задействования имеющихся механизмов дополнительного финансирования в рамках проектов межрегионального и международного сотрудничества. Для устранения пробелов правового регулирования и возможных противоречий между различными нормами на следующем этапе может быть проведена систематизация инвестиционного законодательства края.

Сопряженным с данным направлением является создание правовых условий для повышения доступности финансовых услуг, оказываемых субъектам малого и среднего бизнеса и населению, содействия развитию инфраструктуры финансового рынка, увеличения объема и качества кредитования, страхования, лизинга оборудования путем совершенствования регионального законодательства о субсидировании процентной ставки по кредитам, предоставлении государственных и муниципальных гарантий, предоставлении в пользование имущества краевого залогового фонда.

В целях реализации приоритетного направления по созданию современной транспортной инфраструктуры международного значения необходимо дальнейшее развитие законодательства о государственно-частном партнерстве в сфере транспортного строительства, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства. Принятие новых правовых норм должно обеспечить активизацию взаимовыгодного сотрудничества между региональным бизнесом и государственной властью в данных сферах за счет совершенствования основных положений о концессионных договорах, развития франчайзинговых отношений, расширения использования механизма государственного и муниципального заказа. Потенциал данного правового института также всецело должен быть использован для достижения задачи развития человеческого потенциала на основе совершенствования системы образования, переподготовки и повышения квалификации кадров, модернизации системы здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства.

Для осуществления полномасштабной поддержки на краевом и муниципальном уровнях устойчивого развития малого предпринимательства в товаропроизводящих отраслях и сфере инноваций необходимо проведение комплекса мер нормативного правового характера, направленных на увеличение государственной поддержки вновь создаваемых и функционирующих эффективных организаций малого бизнеса в приоритетных отраслях экономики (сельское хозяйство, туризм, транспорт).

Государственная поддержка предприятий этой группы должна способствовать повышению их ресурсного потенциала, технологическим инновациям, нормативно и организационно поддерживать их вертикальную кооперацию с крупным бизнесом. Должны быть введены в действие нормы о содействии малому бизнесу в вопросах льготного предоставления в аренду и льготной приватизации государственного имущества, транспортного обслуживания, лицензирования, поддержке организаций, выходящих на внешние рынки. Указанные нормы должны отвечать критериям доступности и востребованности получателями поддержки.

Проведением сбалансированной налоговой реформы нужно добиться оживления предпринимательской деятельности в приоритетных секторах экономики Алтайского края за счет снижения совокупной налоговой нагрузки для эффективно функционирующих субъектов малого и среднего бизнеса, для чего должна быть проведена работа по совершенствованию норм о налоговых льготах, инвестиционных налоговых кредитах, временных льготах по уплате налогов при соблюдении интересов сохранения доходной базы регионального бюджета.

Обеспечение конкурентной среды путем снижения и устранения административных барьеров входа на рынок является ключевым условием повышения инновационной и деловой активности субъектов малого и среднего бизнеса. Предметом законотворческих мероприятий данного направления должны стать меры по уменьшению вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в экономику за счет сокращения и оптимизации избыточных разрешительных, контрольных и надзорных полномочий. Следует расширить использование методов антимонопольного регулирования с целью установления добросовестной конкуренции на рынках Алтайского края. Результатом данных мероприятий должно стать достижение фактического равноправия хозяйствующих субъектов всех организационно-правовых форм.

Одним из приоритетных направлений дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов станет подготовка пакета изменений и дополнений в региональное законодательство в связи с изменением федерального законодательства об особо охраняемых природных территориях, о повышении эффективности государственного экологического мониторинга, о повышении эффективности экологического контроля, о совершенствовании системы нормирования, об экономическом стимулировании деятельности в обращении с отходами.

Формируемая система нормативных правовых актов должна способствовать росту общей результативности проводимой социально-экономической политики. Основным средством достижения этой цели является продолжение и углубление административной реформы - дальнейший рост эффективности осуществления полномочий органами государственной власти Алтайского края, повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, увеличение их номенклатуры с учетом потребностей общества и корпоративного сектора. Первоочередным мероприятием на новом этапе реформы должна стать работа по упорядочению распределения функций между различными органами государственной власти в целях устранения избыточного и перекрестного регулирования. Для обеспечения высоких стандартов качества оказываемых государственных услуг должен быть использован механизм бенчмаркинга деятельности государственных органов и учреждений.

Требуется разработка дополнительных правовых норм, направленных на увеличение публичности осуществления государственной власти за счет расширения перечня сведений о деятельности органов государственной власти, подлежащих раскрытию, увеличения числа открыто публикуемых отчетных материалов, вместе с мерами по закреплению правовых механизмов совместного принятия решений обществом и государством (институт общественных слушаний, общественных комиссий и общественной экспертизы), а также усиление взаимодействия и взаимодополняющего сотрудничества между органами государственной власти и местного самоуправления. В финансово-экономической сфере необходимы повышение эффективности использования бюджетных средств путем внедрения методов бюджетирования, ориентированного на результат, а также реализация мероприятий по увеличению доходной базы бюджета с учетом планируемых параметров налоговой реформы в приоритетных секторах экономики. Должны быть нормативно определены критерии управления, оценки и приватизации государственной собственности. Итогом реализации реформы должно стать максимальное укрепление режима законности и защиты конституционных и гражданских прав граждан и коммерческих организаций.

Основными целями развития нормативной правовой базы социальной сферы являются повышение качества и доступности оказываемых социальных услуг, модернизация порядка финансирования учреждений социального комплекса и расширение для них возможностей профильной коммерческой деятельности, переход на новые системы оплаты труда и совершенствование трудового законодательства в части улучшения условий и охраны труда работников отрасли, определение порядка государственного софинансирования социально ориентированных проектов. Базовым условием для повышения эффективности социальных расходов является введение в механизм управления финансовыми потоками социальной сферы методов бюджетирования, ориентированного на результат, и сосредоточение финансовых ресурсов в ведущих учреждениях социальной системы края. Требуется завершить переход на принципы одноканального финансирования медицинских учреждений за фактически предоставленный объем медицинской помощи. В дополнение к государственной системе обязательного медицинского страхования необходимо расширение использования программ добровольного медицинского страхования в качестве одного из ведущих способов финансирования медицинских услуг.В системе среднего и высшего профессионального образования необходима поддержка модернизации и дооснащения учебного процесса и разработка механизмов, позволяющих обеспечить сочетание развития образования с текущими и перспективными потребностями рынка труда с учетом формирования агропромышленного, туристско-рекреационного, транспортно-логистических кластеров и других приоритетных отраслей экономики Алтайского края через привлечение работодателей к разработке образовательных программ и определению заказа на подготовку специалистов, организацию мониторинга параметров взаимодействия образовательного сектора и рынка труда. В сфере социального обеспечения предусматривается проведение стандартизации процедур оказания и учета социальной помощи, введение контроля соблюдения регламентов социального обслуживания, реализация мер по повышению информированности населения о своих социальных правах.

Разработка действенного нормативного правового механизма реализации Стратегии и его эффективное использование должно создать необходимый институциональный потенциал для ускорения темпов социально-экономического развития Алтайского края, отраслевой диверсификации и технологической модернизации его экономики.