Обеспечение безопасности дорожного движения - одна из приоритетных задач развития Алтайского края. Аварии с участием автомобильного транспорта наносят значительный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортные происшествия приводят к гибели и инвалидизации людей трудоспособного возраста, что имеет негативные социально-экономические последствия для региона, снижает возможности его развития.
Ежегодно в Алтайском крае в результате дорожно-транспортных происшествий погибают и получают ранения свыше 4500 человек. За 2004 - 2011 годы суммарный демографический ущерб составил 3969 человек. На дорогах края за последние восемь лет погиб 161 ребенок в возрасте до 16 лет, получил ранение 3551 ребенок. Наметилась негативная тенденция увеличения случаев гибели пешеходов в зоне пешеходных переходов. В 2012 году показатель тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий повысился по сравнению с предыдущим годом с 8,6 до 9,5 на 100 пострадавших и достиг наивысшего значения за восьмилетний период. В 2011 году погибли 19 детей, получили ранения различной степени тяжести 374 ребенка. Таким образом, проблема обеспечения безопасности дорожного движения продолжает оставаться актуальной и не может быть исключена из приоритетов социально-экономического развития Алтайского края.
Кроме того, в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года приоритетом деятельности в этом направлении обозначено снижение уровня смертности населения, прежде всего высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте от внешних причин, в том числе в результате дорожно-транспортных происшествий. Задачи по обеспечению безопасности дорожного движения также решаются в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, целью которой является формирование к 2015 году условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Мероприятия указанной программы носят адаптационный характер и нацелены на решение инфраструктурных проблем пользования людьми с ограниченными возможностями транспортной системой.
С 2006 по 2012 годы в Алтайском крае реализуется программа повышения безопасности дорожного движения, решаются отдельные вопросы, связанные с предотвращением дорожно-транспортного травматизма, в том числе посредством увеличения финансирования соответствующих программных мероприятий, внедрения современных технических средств, предназначенных для выявления нарушений правил дорожного движения. В результате сократилось число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, с 628 человек в 2004 году до 433 человек в 2011 году, или на 31,1%. Таким образом, сохранены жизни 195 человек. Это самое значительное снижение показателя смертности в дорожно-транспортных происшествиях, достигнутое за 6 лет реализации программы "Повышение безопасности дорожного движения в Алтайском крае в 2006 - 2012 годах".
В 2011 году по сравнению с расчетным 2004 годом произошло снижение основных относительных показателей аварийности:
транспортный риск сократился с 10,6 до 5,9 погибших на 10 тыс. транспортных средств;
социальный риск - с 24,5 до 17,9 погибших на 100 тыс. населения;
количество дорожно-транспортных происшествий с участием водителей, стаж управления транспортным средством которых не превышает 3 лет, уменьшилось на 56%;
количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими снизилось на 31,8%.
Принятие и реализация долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Алтайском крае в 2006 - 2012 годах" позволили заложить основы программно-целевого подхода к решению проблем транспортной безопасности в крае:
впервые были установлены измеримые целевые индикаторы и показатели уменьшения числа лиц, ежегодно гибнущих в дорожно-транспортных происшествиях;
разработана система программных мероприятий и определены объемы и источники их финансирования.
Вместе с тем промежуточные результаты выполнения долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Алтайском крае в 2006 - 2012 годах" не позволяют сделать выводы о комплексном решении задачи обеспечения безопасного и качественного дорожного движения на дорогах края. Так, по-прежнему актуальными остаются следующие проблемы:
не в полной мере реализованы возможности влияния законодательства на агрессивное и неправомерное поведение участников движения;
транспортная инфраструктура не соответствует критериям, обеспечивающим качество и безопасность дорожного движения;
не проработан механизм вовлечения органов местного самоуправления Алтайского края в процесс софинансирования и реализации мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, отсутствует их экономическая заинтересованность в достижении конечного результата;
финансирование программных мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения, недостаточно;
остается высоким уровень демографического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (в 2011 году погибли 433 человека).
Эффективное решение существующих проблем возможно только в условиях пролонгации применения программно-целевого подхода. Расчет прогнозных показателей аварийности показывает, что при отказе от продолжения использования программно-целевого метода управления сферой обеспечения безопасности дорожного движения число погибших в дорожно-транспортных происшествиях к 2020 году достигнет 600 человек.
Недостаточное внимание к вопросам сокращения дорожно-транспортной аварийности по окончании действия долгосрочной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Алтайском крае в 2006 - 2012 годах" и отсутствие новой долгосрочной целевой программы, рассчитанной до 2020 года, могут привести к резкому увеличению уровня смертности в результате дорожно-транспортных происшествий и, как следствие, росту социально-экономического ущерба от них.
Для эффективного решения проблем, связанных с дорожно-транспортной аварийностью, и обеспечения снижения ее показателей до уровня развитых стран мира необходимо продолжение системной реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и их финансирование. В связи с этим требуется дальнейшее развитие институционального обеспечения осуществления комплексных мер по повышению безопасности дорожного движения:
обеспечение баланса в понимании обществом опасности дорожного движения и соответствующими мерами, принимаемыми государством;
расширение использования влияния законодательства и иных мер воздействия на агрессивное и противоправное поведение участников движения;
реализация организационно-правовых и организационно-технических функций в сфере движения транспортных средств и пешеходов;
приведение элементов дорожно-транспортной инфраструктуры в соответствие нормативным требованиям к обеспечению безопасности дорожного движения;
системная проработка механизмов вовлечения органов местного самоуправления Алтайского края в процесс софинансирования и реализации мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствующая заинтересованность их в достижении конечного результата;
развитие системы показателей и индикаторов деятельности по повышению безопасности дорожного движения для органов управления на краевом и местном уровнях.
Продолжение применения программно-целевого метода в решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в Алтайском крае позволит не только сохранить накопленный потенциал и привести к достижению намеченных целевых индикаторов и показателей по сокращению числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях в 2020 году, гармонизации системы обеспечения безопасности дорожного движения, но и сформировать стратегические цели снижения дорожно-транспортного травматизма на следующее десятилетие.