По данным официальной статистики, на 01.01.2011 в Алтайском крае проживают 448724 ребенка в возрасте до 18 лет (в 2010 году - 455235, в 2009 году - 456203). В крае сохраняется тенденция к сокращению численности детского населения. Если в 1996 году доля детей до 18 лет в общей численности населения составляла 26,2%, то к началу 2011 года этот показатель уменьшился до 18,3%.
Численность детей-инвалидов на 01.01.2012 - 8827 чел. (1,9% от общего количества детей, проживающих на территории Алтайского края). Из них впервые признано инвалидами 1109 чел. (12,6%).
На 01.01.2012 количество безнадзорных детей в крае составило 9700 чел. (в 2009 году - 15027, в 2010 году - 13016, в 2011 году - 11586). Доля безнадзорных детей в общей численности детей Алтайского края - 2,21% (в 2009 году - 3,23%, в 2010 году - 2,83%, в 2011 году - 2,57%).
Благодаря реализации комплекса мер по поддержке семейного жизнеустройства детей в Алтайском крае на 20,6% сократилось число выявленных детей, лишенных родительского попечения (с 2073 детей в 2009 году до 1646 детей в 2011 году). В первом полугодии 2012 года выявлено 784 ребенка, оставшихся без попечения родителей (845 детей - за аналогичный период 2011 года). Растет число детей, усыновленных российскими гражданами: в 2009 году усыновлено 234 ребенка, в 2011 году - 279 детей.
В 2011 году завершилась реализация краевых целевых программ, направленных на улучшение положения детей: "Раннее выявление социального неблагополучия и работа с семьями группы риска в Алтайском крае "Свет в родном окне" на 2009 - 2011 годы, "Ранняя помощь семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, в Алтайском крае "Растем и развиваемся вместе" на 2009 - 2011 годы, "Социальная профилактика правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае "Все в твоих руках" на 2009 - 2011 годы, "Профилактика отказов от новорожденных детей в Алтайском крае "Я не могу без тебя" на 2009 - 2011 годы. На выполнение мероприятий указанных программ направлено 171641,9 тыс. рублей (краевой бюджет, привлеченные средства).
За период действия программ в регионе была укреплена материально-техническая база учреждений социального обслуживания семьи и детей, учреждений здравоохранения и образования, апробированы и внедрены инновационные технологии, способствующие повышению эффективности деятельности по профилактике детского и семейного неблагополучия. Так, обеспечено функционирование социальных гостиных на базе муниципальных образовательных организаций, низкопороговых клубов, игровых комнат на базе территориальных центров социальной помощи семье и детям; организованы новые формы досуга детей для поселений сельского типа (игровой автобус). Значительно расширен спектр услуг, оказываемых целевым группам населения, повысилось качество услуг, обеспечена их доступность. На 01.01.2012 на базе учреждений социальной помощи семье и детям внедрено 23 услуги, разработаны и реализуются 6 маршрутов психолого-педагогического сопровождения развития ребенка раннего возраста, в 18 учреждениях действует программа для родителей с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья "Мастерская развивающих игрушек", в 11 работают открытые группы для родителей с детьми "Открытый детский сад".
В последние годы актуальным становится изменение подходов к организации работы по профилактике детского неблагополучия на муниципальном уровне. В работе субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних приоритет отдается раннему выявлению семейного неблагополучия. Работа, организованная на ранних стадиях возникновения семейного кризиса, позволяет предотвратить переход семей в категорию находящихся в социально опасном положении и обеспечить поддержание благоприятной для воспитания детей семейной среды.
Важным также является продолжение работы по совершенствованию механизмов межведомственного взаимодействия и поиску новых подходов, технологий работы в сфере профилактики социального сиротства детей, методов организации работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, выявленными на ранней стадии социального неблагополучия, и семьями, находящимися в социально опасном положении, в том числе в период изъятия ребенка и помещения его в специализированное учреждение для несовершеннолетних, с целью предотвращения лишения родителей родительских прав.
Принимая во внимание важность комплексного решения проблем, связанных с семейным неблагополучием, социальным сиротством, детской инвалидностью, в организации работы по данному направлению необходимо использовать программно-целевой метод.