ПРАВИТЕЛЬСТВО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2011 года N 91
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014-2016 ГОДЫ"
{УТРАТИЛ СИЛУ:
Постановление правительства Тульской области от 02.12.2013 N 690; НГР: RU71000201300792}
{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:
Постановление правительства Тульской области от 15.10.2012 N 554; НГР: RU71000201200600;
Постановление правительства Тульской области от 19.03.2013 N 107; НГР: RU71000201300109;
Постановление правительства Тульской области от 21.05.2013 N 220; НГР: RU71000201300266}
В соответствии со статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации, с постановлением администрации Тульской области от 27.06.2007 N 303 "О порядке разработки и реализации долгосрочных целевых программ", на основании статьи 34 Устава (Основного Закона) Тульской области правительство Тульской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в Тульской области на 2014-2016 годы" (приложение).
2. Управлению пресс-службы правительства Тульской области опубликовать постановление в средствах массовой информации.
3. Постановление вступает в силу со дня опубликования.
Губернатор | В.С. Груздев |
{В приложении текст "департамент труда и занятости населения Тульской области" в соответствующих падежах заменен текстом "министерство труда и социальной защиты Тульской области" в соответствующих падежах; текст "министерство здравоохранения и социального развития Тульской области" в соответствующих падежах заменен текстом "министерство здравоохранения Тульской области" в соответствующих падежах: Постановление правительства Тульской области от 15.10.2012 N 554; НГР: RU71000201200600}
Наименование долгосрочной целевой программы | Долгосрочная целевая программа "Улучшение условий и охраны труда в Тульской области на 2014 -2016 годы" (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке долгосрочной целевой программы (дата и номер соответствующего нормативного акта) | Распоряжение правительства Тульской области от 28.10.2011 N 127-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Тульской области на 2014-2016 годы" |
Государственный заказчик | Министерство труда и социальной защиты Тульской области |
Основные разработчики долгосрочной целевой программы | Министерство труда и социальной защиты Тульской области |
Исполнители долгосрочной целевой программы | Министерство труда и социальной защиты Тульской области, министерство здравоохранения Тульск ой области , министерство образования Тульской области, министерство культуры и туризма Тульской области , министерство экономического развития и промышленности Тульской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области, министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, министерство сельского хозяйства Тульской области, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области, комитет Тульской области по спорту и молодежной политике, к омитет ветеринарии Тульской области, комитет Тульской области по охоте и рыболовству, комитет лесного хозяйства Тульской области, комитет Тульской области по печати и телерадиовещанию, государственные учреждения, подведомственные министерству здравоохранения Тульской области, министерству труда и социальной защиты Тульской области, министерству образования Тульской области (по согласованию), Тульская Федерация профсоюзов (по согласованию), Тульский областной союз работодателей (по согласованию), Тульская торгово-промышленная палата (по согласованию), Государственное учреждение - Тульское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (по согласованию) |
{Строка в новой редакции: Постановление правительства Тульской области от 21.05.2013 N 220; НГР: RU71000201300266}
Цели и задачи долгосрочной целевой программы | Цель Программы - улучшение условий и охраны труда для снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций, расположенных на территории Тульской области. | |||||
Важнейшие целевые показатели | Уровень производственного травматизма на 1000 работающих (коэффициент); | |||||
Сроки и этапы реализации долгосрочной целевой программы | Программа реализуется в один этап: | |||||
Перечень подпрограмм (мероприятий) | Реализация механизмов экспертизы условий труда для определения, идентификации и оценки профессиональных рисков по степени вредности, опасности и повышение качества рабочих мест. | |||||
Объемы и источники финансирования, в том числе по годам | Основными источниками финансирования Программы являются средства бюджета Тульской области и внебюджетные источники. | |||||
Наименование ресурсов | Единица измерения | Потребность | ||||
Всего | в том числе по годам | |||||
2014 | 2015 | 2016 | ||||
Финансовые ресурсы, | млн. руб. | 79,306 | 25,902 | 26,402 | 27,002 | |
в том числе | ||||||
бюджет области | млн. руб. | 3,306 | 1,102 | 1,102 | 1,102 | |
внебюджетные источники | млн. руб. | 76,0 | 24,8 | 25,3 | 25,9 | |
Ожидаемые конечные результаты реализации долгосрочной целевой программы и показатели социально-экономической эффективности | Сокращение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих до 1,5 в 2016 году; |
Промышленные производства Тульской области: машиностроение (включая оборонный комплекс), химическое производство, черная металлургия, производство стройматериалов, добывающая промышленность, строительство относятся к категории наиболее травмоопасных производств. На данных производствах отмечаются условия труда, не отвечающие гигиеническим нормативам.
Ежегодно в Тульской области до 1000 человек получают производственные травмы и профессиональные заболевания.
Статистические данные, характеризующие уровень производственного травматизма, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Показатель | 2008 г . | 2009 г . | 2010 г . |
Среднесписочная численность работающих обследованных организаций, тыс. чел | 279,5 | 260,4 | 248,3 |
Число пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом; | 707 | 604 | 524 |
из общего числа пострадавших - со смертельным исходом | 25 | 26 | 17 |
Число человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших | 32382 | 30053 | 25807 |
Число пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, а также со смертельным исходом, на 1000 работающих | 2,5 | 2,3 | 2,1 |
Число пострадавших со смертельным исходом на 1000 работающих | 0,089 | 0,1 | 0,068 |
Израсходовано средств на мероприятия по охране труда - тыс. рублей | 1241857 | 1278576 | 1899600 |
Израсходовано средств на охрану труда | 4442,4 | 4909,8 | 7561,0 |
Прямые расходы на реабилитацию пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и страховые выплаты ежегодно превышают 45,0 млн. рублей.
Незначительно изменяются показатели, характеризующие состояние условий труда на рабочих местах. На 1 января 2011 года 49,7 тыс. человек, или 34,6 процента работников организаций, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, в строительстве, на транспорте и в связи, были заняты на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в 2009 году - 50,9 тыс. человек, или 33,7 процента).
В условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, на 1 января 2011 года трудился каждый пятый работающий - 29,0 тыс. человек.
Возрастает численность работников, занятых на тяжелых работах. В 2010 году она составила 7,2 тыс. человек или 5,0 процента персонала, в 2009 году - 6,7 тыс. человек или 4,4 процента.
С напряженностью трудового процесса связана трудовая деятельность 6,9 тыс. человек, или 4,8 процента персонала в 2010 году (соответственно, 6,1 тыс. человек, или 4,0 процента в 2009 году).
Не снижается доля работников, занятых на оборудовании, не отвечающем требованиям охраны труда. В 2010 году, как и в 2009 году она составила 0,3% от всех работающих (0,4 тыс. человек).
Неблагоприятные условия труда на рабочих местах являются одной из причин, которые снижают показатели демографической ситуации. Тульская область входит в группу регионов с наиболее низким коэффициентом рождаемости и наиболее высоким коэффициентом смертности.
Имеются проблемы с определением фактических условий труда на рабочих местах не только на промышленных предприятиях, но и в организациях бюджетной сферы. В учреждениях здравоохранения, социального развития, образования, культуры, в архивах также выполняются работы во вредных условиях и требуется планирование и реализация мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда. Недостаточный уровень проведения аттестации рабочих мест не позволяет комплексно планировать и реализовывать мероприятия по улучшению условий и охраны труда, и дело не только в недостатке финансирования, но и качестве проводимой работы.
Сохраняются существенные диспропорции финансирования мероприятий по охране труда в организациях различных форм собственности, что не способствует росту благосостояния, повышению качества жизни населения области и улучшению демографической ситуации. На недостаточном уровне ведется работа по внедрению системы сертификации организации работ по охране труда в организациях Тульской области.
Прослеживается заинтересованность предприятий в улучшении качественного состава своих работников, поскольку темпы роста в производственной сфере напрямую зависят от трудового вклада работников предприятия, повышения эффективности и производительности их труда.
Формирование института морального поощрения и общественного признания человека труда является эффективным механизмом реализации задачи в сфере модернизации экономики, в том числе повышения престижа рабочих и других массовых профессий. С этой целью в соответствии с Соглашением между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа и Координационным Советом Российского союза промышленников и предпринимателей Центрального федерального округа ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства "Мастера центральной России", в которых активное участие принимают представители массовых профессий Тульской области.
В создании рабочих мест с благоприятными условиями труда и достойной заработной платой большое значение имеет пропаганда необходимости договорного регулирования социально-трудовых отношений через заключение коллективных договоров и соглашений. С этой целью Областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно проводится конкурс среди муниципальных образований Тульской области по развитию социального партнерства. Основным критерием оценки является влияние социального партнерства на социально-экономическое развитие муниципальных образований.
Использование программно-целевого метода при решении вопросов улучшения условий и охраны труда в Тульской области в рамках долгосрочной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Тульской области на 2014-2016 годы" позволит комплексно реализовывать мероприятия, взаимоувязанные по ресурсам, исполнителям и срокам, что будет способствовать сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Ориентировочный размер целевой группы, который планируется охватить программными мероприятиями, составит 100 процентов организаций Тульской области.
Цель Программы - улучшение условий и охраны труда для снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников организаций, расположенных на территории Тульской области.
Основными задачами Программы являются:
активизация деятельности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
информационное обеспечение и пропаганда передового опыта охраны труда;
лечебно-профилактическое обслуживание и реабилитация работающего населения.
Наименование мероприятия | Срок исполнения (годы) | Объем финансирования (млн. рублей) | Ответственные за выполнение мероприятий | ||||
всего | в том числе за счет средств: | ||||||
федерального бюджета | бюджета Тульской области | местных бюджетов | внебюджетных источников |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Реализация механизмов экспертизы условий труда для определения, идентификации и оценки профессиональных рисков по степени вредности, опасности и повышение качества рабочих мест | |||||||
1.1. Координация работ по определению и оценке профессиональных рисков по степени вредности и опасности в организациях Тульской области | 2014-2016 годы | Министерство труда и социальной защиты Тульской обла сти | |||||
1.2. Обеспечение условий для деятельности испытательных лабораторий для измерения вредных и (или) опасных производственных факторов | 2014-2016 годы | Министерство труда и социальной защиты Тульской области | |||||
1.3. Организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях внебюджетного сектора экономики | 2014-2016 годы | 44,4 | 44,4 | Тульский областной союз работодателей (по согласованию) | |||
1.4. Организация проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в учреждениях, подведомственных министерству здравоохранения Тульской области | 2014-2016 годы | 0,6 | 0,6 | Министерство здравоохранения Тульской области, государственные учреждения, подведомственные министерству здравоохранения Тульской области (по согласованию) | |||