В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов государственной власти предлагается внедрить программно-целевой принцип ее организации. Программно-целевое бюджетное планирование позволяет структурировать ограниченные ресурсы бюджета, повысить результативность функционирования органов исполнительной власти и качество предоставляемых ими услуг.
В рамках применения программно-целевого бюджетного планирования в Алтайском крае осуществляется оценка деятельности органов исполнительной власти Алтайского края, являющихся государственными заказчиками программ (субъектами бюджетного планирования), в части достижения целей этих программ и эффективности использования бюджетных расходов, предусмотренных на программную деятельность.
Для координации деятельности органов исполнительной власти Алтайского края, выполняющих программные мероприятия в определенной сфере, увязки мероприятий долгосрочных целевых программ, краевых программ и ведомственных целевых программ предлагается проработать возможность внедрения такого инструмента бюджетного планирования, как государственная программа.
Основу разработки и реализации государственных программ составляют следующие принципы:
формирование государственных программ, исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;
определение органа исполнительной власти Алтайского края, отвечающего за реализацию государственной программы (достижение конечных результатов);
установление в качестве индикаторов реализации государственных программ измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение нужд потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
разработка государственных программ во всех сферах деятельности органов исполнительной власти Алтайского края, предусматривающих соответственно использование большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении, а также интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, имущественных, кредитных) инструментов для достижения целей государственных программ;
проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ с возможностью их корректировки или досрочного прекращения.
Состав включаемых в государственную программу подпрограмм и планируемые результаты их выполнения будут определяться государственной программой, а бюджетные ассигнования на их достижение будут утверждаться законом Алтайского края о краевом бюджете.
Для осуществления изложенных подходов потребуется:
а) подготовить порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ с внесением в случае необходимости соответствующих изменений в порядок разработки и реализации долгосрочных целевых программ, краевых программ и ведомственных целевых программ;
б) определить сферы, в которых будут выполняться государственные программы, и организовать подготовку проектов государственных программ с отражением в них следующих основных вопросов:
обоснование целей и задач программы, ее вклада в достижение (реализацию) долгосрочных целей (приоритетов) социально-экономического развития Алтайского края;
анализ исходной ситуации, сложившихся и прогнозируемых тенденций, основных проблем в соответствующей сфере;
прогноз конечных результатов программы, характеризующих целевое состояние, изменение уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, степень реализации других общественно значимых потребностей в соответствующей области;
разработка перечня целевых индикаторов и показателей государственной программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации;
определение сроков выполнения государственной программы в целом, основных ее этапов и сроков их реализации, с указанием промежуточных показателей;
разработка основных мер правового регулирования в соответствующей сфере, направленных на достижение цели и (или) конечных результатов программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых на первом этапе ее реализации;
формирование перечня включенных в состав государственной программы подпрограмм, долгосрочных целевых программ, краевых программ и ведомственных целевых программ;
обоснование общего объема бюджетных ассигнований из краевого бюджета по годам реализации государственной программы;
в) определить порядок планирования объемов бюджетных ассигнований краевого бюджета на реализацию государственных программ на среднесрочный период с учетом необходимости его увязки с бюджетным процессом.