Расходы на содержание существующей бюджетной сети планируются, как правило, не исходя из объемов услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, а исходя из необходимости содержания данной сети. Планирование осуществляется по большей части методом индексации существующих расходов при сохранении их структуры в неизменном виде. В результате отсутствует стимул к оптимизации расходов как в части их совокупных объемов, так и в части их структуры.
8 мая 2010 года принят Федеральный закон N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", который направлен на изменение правового положения существующих бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, без их преобразования, а также на создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности деятельности бюджетных учреждений.
Основными целями реформирования бюджетной сети являются:
повышение доступности и качества государственных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и других социально значимых сферах;
создание условий для повышения эффективности работы бюджетной сети, в том числе ее оптимизации;
уменьшение количества неустановленных видов платных услуг;
развитие материально-технической базы государственных учреждений;
внедрение в деятельность государственных учреждений элементов конкурентных отношений.
В целях реализации положений Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в Алтайском крае принято распоряжение Администрации края от 21 мая 2010 года N 156-р, утверждающее план мероприятий по совершенствованию правового положения краевых государственных учреждений.
Внедрение принципа предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям в зависимости от качества оказания государственных услуг потребует совершенствования практики формирования государственных заданий для государственных учреждений и их финансового обеспечения. В соответствии с государственным заданием бюджетным и автономным учреждениям из бюджета будут предоставляться субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием государственных услуг или выполнением работ. В объеме субсидий также будут учитываться расходы на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения, а также средства на уплату налога на имущество.
Субсидии из бюджетов смогут предоставляться учреждениям и на иные цели, например, на исполнение публичных денежных обязательств перед физическими лицами, на осуществление мероприятий в соответствии с нормативными правовыми актами Администрации Алтайского края, на инвестиции, гранты и др.
Дееспособность бюджетных учреждений будет существенно расширена за счет предоставления права распоряжения закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого будет устанавливаться органами государственной власти - учредителями соответствующих учреждений. Кроме того, бюджетные учреждения смогут более свободно заниматься приносящей доход деятельностью, и полученные средства будут в полном объеме оставаться в их распоряжении.
Основой финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений должен стать план финансово-хозяйственной деятельности, порядок формирования которого будет определен соответствующим органом государственной власти, осуществляющим функции учредителя бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Необходимо обеспечить открытость и доступность для общественного контроля учредительных документов, годовой бухгалтерской отчетности, а также государственного задания бюджетным и автономным учреждениям.
Действенным механизмом контроля за работой бюджетных учреждений должны стать особые условия трудовых договоров с их руководителями, учитывающие производственные и финансовые показатели деятельности учреждений.
Изменение правового положения позволит создать условия для повышения самостоятельности финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений, повышения эффективности бюджетных расходов и качества предоставляемых государственных услуг.