Недействующий

Об утверждении Концепции государственной национальной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (утратило силу на основании постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.04.2019 N 349-П)

II. Общая характеристика ситуации в сфере межэтнических отношений на территории автономного округа


На территории Ямала, которая составляет 769,3 тыс. кв. км, проживают более 540 тысяч человек, то есть 0,7 человек на один квадратный километр. Но при этом автономный округ занимает III место в России по объему налогов, поступающих в федеральный бюджет. На Ямале добывается 80% всего природного газа страны (одна пятая часть мировой добычи) и около 8% российской нефти и газоконденсата.

Ямал сегодня - это стабильный, динамично развивающийся регион, где заложен прочный фундамент дальнейшего социально-экономического развития, позволяющий строить масштабные планы на будущее. Разработанная в автономном округе Стратегия увязывает развитие топливно-энергетического комплекса с формированием новых отраслей региональной экономики, необходимых для современной жизни.

По данным переписи населения 2010 года численность коренных малочисленных народов Севера в автономном округе составила более 46 тысячи человек, в том числе ненцев - около 30,0 тысяч человек, ханты – 9,5 тысяч человек, коми – 5,3 тысяч человек, селькупов – 2,0 тысячи человек. (изм. от 11.06.2013 N 419-П)

Коренные малочисленные народы Севера проживают в основном в сельской местности. Из них около 40% ведут традиционный кочевой образ жизни. На начало 2003 года численность кочующего населения составляла 13,3 тысяч человек (2669 хозяйств), на 01 января 2008 года - 14,4 тысяч человек (3008 хозяйств), а на начало 2011 года – 14,8 тысяч человек (3166 хозяйств), что на 2,8% больше по сравнению с 2008 годом и на 11,3% больше по сравнению с 2003 годом. Рост численности кочующего населения говорит о социальной стабильности и заинтересованности коренного населения в ведении традиционного образа жизни.

В целях обеспечения гарантий и прав коренных малочисленных народов Севера в автономном округе реализуются как федеральные правовые акты, так и правовые акты автономного округа. На сегодняшний день автономный округ является одним из ведущих субъектов Российской Федерации по уровню сформированной законодательной базы в отношении коренных малочисленных народов Севера. На основе уставных норм сформирована законодательная база, включающая более 40 законов автономного округа, позволяющих гарантировать соблюдение прав коренных малочисленных народов Севера.

На Ямале соединились судьбы многих народов и этнических общностей. Совместными усилиями они поднимали экономику, осваивали новые месторождения, возводили города и поселки, расширяли горизонты культуры родного края.

Сегодня автономный округ является полиэтническим субъектом Российской Федерации - на территории автономного округа в соответствии с переписью населения 2010 года проживают представители более 130 национальностей. По результатам переписи населения оказалось непропорционально большое количество людей, не указавших свою национальность, - более 29000 человек (5,8%). По-прежнему наиболее многочисленными являются русские (61,7%), украинцы (9,7%), татары (5,6%) и башкиры (1,7%), коренные и малочисленные народы Севера в совокупности составляют 7% населения. В эмпирической оценке количества представителей народов Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии и официальных данных существуют серьёзные расхождения. (изм. от 11.06.2013 N 419-П)

В общей совокупности представители данных народов составляют более 35000 человек или 7% населения автономного округа. В целом представительство данной группы по переписным данным выросло в 1,4 раза с 25000 в 2002 году. Значительно, по сравнению с переписью 2002 года, возросло число представителей следующих народов Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии: азербайджанцы с 8353 до 9290, выходцы из Дагестана с 7518 до 13045 (кумыки с 2613 до 4466, лезгины с 1260 до 1878, ногайцы с 1708 до 3479, аварцы 584 до 897, даргинцы с 496 до 767), чеченцы с 2222 до 2429, выходцы из Средней Азии с 3583 до 6260 человек (таджики с 583 до 1482, узбеки с 979 до 1775, киргизы с 572 до 1471, казахи 1532).

В автономном округе осуществляют свою деятельность национальные общественные объединения. Наблюдения показывают, что на первоначальном этапе, в 90-х и начале 2000-х годов, национальные организации создавали выходцы из национальных республик России и представители коренных народов Севера. Представители данных национальностей были более многочисленны и сплочены. Так, в 1989 году была создана одна из самых крупных общественных организаций на Ямале "Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого автономного округа "Ямал - потомкам!", которая позднее образовала свои отделения во всех муниципальных образованиях в автономном округе. Татары и башкиры, объединившись с азербайджанцами, создали в 1996 году Тюркскую национально-культурную автономию автономного округа.

На современном этапе интеграционные процессы охватили не столь многочисленные диаспоры - армян, киргизов, таджиков, казахов. Определенный толчок к развитию формы национально-культурной автономии дало принятие регионального закона "О государственной поддержке национально-культурных автономий в Ямало-Ненецком автономном округе": к двум ранее существовавшим автономиям с законодательно установленными гарантиями поддержки национального развития добавилось еще четыре. (изм. от 11.06.2013 N 419-П)

Также на территории автономного округа активно действует Обско-Полярное отдельское (окружное) казачье общество Сибирского войскового казачьего общества, объединяющее 11 местных казачьих обществ (1 станичное, 4 городских и 6 хуторских). Кроме того, в автономном округе осуществляют свою деятельность 7 общественных организаций казаков.

В автономном округе наблюдается значительный миграционный прирост населения. Больше всего иностранных работников прибывает из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Украины, Молдовы, Турции.

На территории автономного округа по состоянию на 01 января 2012 года зарегистрировано 67 религиозных организаций. Деятельность большинства из них направлена на сохранение социальной стабильности, духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи, развитие толерантности и укрепление гражданского мира и межконфессионального согласия в обществе.

Органы государственной власти автономного округа и органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе уделяют особое внимание вопросам межэтнических отношений, которые нашли отражение в Стратегии и окружных долгосрочных целевых программах и целевых программах ведомств.

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 11 февраля 2011 года (г. Уфа) в автономном округе принят Комплексный план действий по гармонизации межэтнических отношений. (абзац с изм. от 03.12.2013 N 1011-П)

Для координации работы органов государственной власти автономного округа и институтов гражданского общества в сфере межэтнических и государственно-конфессиональных отношений создан и активно действует консультативный совет по вопросам этноконфессиональной политики при Губернаторе автономного округа. Подобные совещательные органы действуют и в муниципальных образованиях в автономном округе. (абзац с изм. от 03.12.2013 N 1011-П)

Учитывая значительный духовный, экономический и природно-ресурсный потенциал автономного округа, стабильную базу межнационального согласия, выработку и осуществление региональной национальной политики, следует рассматривать как необходимое условие полноправного социально-экономического, политического и культурного развития автономного округа.