В современных условиях возрастает роль гражданского общества, уровень развития которого становится одним из решающих факторов политического, экономического, научно-технического развития страны в целом и Алтайского края в частности. Задача модернизации экономики и общества не может быть решена без вовлечения в этот процесс как можно большего числа творческих, свободных и активных граждан.
В Алтайском крае созданы условия для развития гражданского общества: соответствующая нормативная база, многопартийный законодательный орган, независимые СМИ, некоммерческие организации, активное бизнес-сообщество и профсоюзы. Свое пятилетие скоро отметит и Общественная палата края, накопившая немалый опыт по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления для решения наиболее актуальных вопросов социально-экономического развития региона, защиты прав граждан.
По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю на 1 января 2011 года в крае зарегистрировано 2228 некоммерческих организаций. Помимо них существует большое число общественных организаций, не имеющих официального статуса.
С 2007 по 2009 годы наблюдался процесс сокращения некоммерческих организаций. Уменьшение численности общественных объединений связано, в первую очередь, с прекращением их деятельности. В 2010 году по решению суда в крае ликвидировано 423 некоммерческие организации, годом ранее - 358 организаций, большинство из них практически не вели никакой деятельности и не представили соответствующие отчеты. В 2010 году наблюдалась стабилизация этого процесса.
В то же время по сравнению с 2009 годом со 180 до 265 возросло количество вновь зарегистрировавшихся некоммерческих организаций. Постепенно увеличивается число общественных объединений в сельской местности. В общественной жизни края выделяются традиционные организации (инвалидов, ветеранов, национально-культурные, молодежные, имеющие управляющий краевой орган), а также сеть первичных коллективов в городах и районах, как правило, существующие не один год. Ряд из них объединяет тысячи и даже сотни тысяч жителей края. Также в крае действуют несколько инфраструктурных организаций, оказывающих информационные, консультационные и образовательные услуги общественным объединениям.
В последние годы стали создаваться общественные советы при Губернаторе Алтайского края, Администрации края и органах исполнительной власти. Представители общественности получили возможность более широкого влияния на формирование политики, принятие общественно значимых решений. Однако об эффективности работы этих советов говорить пока преждевременно. В то же время и здесь накапливается положительный опыт, который еще предстоит изучить.
В 2010 году расширялась практика проведения общественной экспертизы. Право проведения экспертизы гарантируется статьей 25 закона Алтайского края "О правотворческой деятельности" и законом Алтайского края "Об Общественной палате Алтайского края". Всего прошли общественную экспертизу 28 проектов решений органов власти. В данной работе приняли участие 32 общественных объединения.
В краевом бюджете в 2011 году предусмотрено увеличение денежных средств на поддержку социально значимых проектов в форме грантов Губернатора края в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Данная поддержка оказывается в рамках действующего с декабря 2007 года закона Алтайского края "Об основах взаимодействия органов государственной власти Алтайского края, органов местного самоуправления Алтайского края и общественных объединений, реализующих на территории Алтайского края социально значимые проекты", которым установлены принципы и формы взаимодействия власти и общества.
Поддержка социально значимых проектов в форме грантов в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций составила: в 2007 году - 2000,0 тыс. рублей; в 2008 - 2009 годах - 2250,0 тыс. рублей; в 2010 году - 2300,0 тыс. рублей; в 2011 году - 8000,0 тыс. рублей.
Кроме того, проводятся конкурсы другими органами исполнительной власти края и на муниципальном уровне. Продолжается процесс внедрения конкурсных механизмов.
Если на краевом уровне вопросы взаимодействия власти с институтами гражданского общества претерпели изменения, то на местном уровне остается немало вопросов.
Проявились проблемы и во внутреннем развитии институтов гражданского общества. Бурный рост общественных инициатив в предшествующий период был напрямую связан с личностным самоопределением лидеров и активистов этих объединений. Это привело к тому, что деятельность многих общественных объединений имеет краткий жизненный цикл - до момента интеграции лидеров в иные масштабные социальные, бизнес- или государственные процессы. Данная проблема является объективной, и достигнутые на настоящий период количественные результаты требуют принятия новых качественных системных подходов и решений со стороны государства, устанавливающих новые форматы взаимодействия органов власти и общества.
Развитие институтов гражданского общества в Алтайском крае сталкивается с комплексом других проблем:
пассивное восприятие населением происходящих в Алтайском крае социально значимых событий;
отсутствие системы государственной поддержки работников и добровольцев общественных организаций в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
недостаточное внимание средств массовой информации к деятельности институтов гражданского общества;
низкий уровень информированности населения о деятельности общественных организаций и невысокая степень вовлеченности граждан в добровольческую и благотворительную деятельность;
социально ориентированные некоммерческие организации не рассматриваются как равноценные партнеры и участники государственных и муниципальных заказов на оказание услуг населению края.
Эффективным решением вышеизложенных проблем является формирование целостного программного документа - долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка общественных инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций в Алтайском крае" на 2011 - 2013 годы.
Применение программно-целевого метода даст возможность систематизировать действия органов исполнительной власти в сфере государственно-общественных отношений и развивать гражданское общество в крае.
Это позволит создать единые подходы в работе с организованными общественными инициативами, обеспечить эффективность вложения государственных средств, разработку инновационных для России подходов в становлении гражданского общества, устойчивое развитие и функционирование инфраструктуры гражданских отношений в местных сообществах.
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, к приоритетным направлениям долгосрочной политики социальной поддержки населения отнесено развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания услуг.
Преобразование большинства государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты, оказывающих услуги пожилым и инвалидам, в некоммерческие организации (бюджетные учреждения) требует создания ресурсного центра развития и поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и гражданских инициатив.
Ресурсный центр поможет также решать задачи по содействию повышению эффективности и профессионализма деятельности благотворительных организаций, развитию инфраструктуры информационно-консультационной и образовательной поддержки благотворительной и добровольческой деятельности.