ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 апреля 2012 года N 286
г.Калининград

О Концепции устойчивого развития сельских территорий Калининградской области на период до 2020 года



В соответствии со статьей 18 Уставного закона Калининградской области "О Правительстве Калининградской области", в целях создания условий для устойчивого развития сельских территорий Правительство Калининградской области

постановляет:

1. Утвердить Концепцию устойчивого развития сельских территорий Калининградской области на период до 2020 года согласно приложению.

2. Постановление вступает в силу со дня подписания и подлежит официальному опубликованию.


Исполняющий обязанности
Губернатора
Калининградской области
Е.М.Морозов


Приложение
к постановлению Правительства
Калининградской области
от 23 апреля 2012 года N 286

КОНЦЕПЦИЯ
устойчивого развития сельских территорий Калининградской области на период до 2020 года

Глава 1. Общие положения

1. Стратегической целью разработки Концепции устойчивого развития сельских территорий Калининградской области на период до 2020 года (далее - региональная Концепция) является определение ключевых проблем развития сельских территорий и выработка необходимых мер социально-экономического, правового и административно-управленческого характера. Эти меры позволят вывести сельские территории на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач при сохранении природно-ресурсного и историко-культурного потенциала сельской местности.

2. Обеспечение устойчивого развития сельских территорий осуществляется путем решения следующих приоритетных задач:

1) стимулирование демографического роста и создание условий для переселения граждан в сельскую местность;

2) диверсификация сельской экономики и расширение источников формирования доходов сельского населения;

3) улучшение жилищных условий сельского населения;

4) развитие собственной сырьевой базы для рыбной промышленности, животноводства и растениеводства;

5) рекультивация и введение в оборот земель сельскохозяйственного назначения;

6) организация мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв земель сельскохозяйственного назначения на основе проведения агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения, а также выборочного анализа материалов картографирования;

7) сохранение достигнутого уровня плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения в системе земледелия и защита земель от затопления и подтопления путем строительства и реконструкции гидротехнических и мелиоративных сооружений;

8) сохранение существующих и создание новых рабочих мест в сельскохозяйственном производстве;

9) создание современной социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в населенных пунктах.

3. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, установлено, что основными целями государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе являются:

1) удовлетворение потребностей населения в сельскохозяйственной продукции и продовольствии российского производства;

2) устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения;

3) повышение конкурентоспособности российского аграрного комплекса;

4) эффективное импортозамещение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала (особенно в растениеводстве), позволяющего в перспективе занять устойчивые позиции на мировом рынке аграрной продукции;

5) улучшение и повышение продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

4. Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120, определены основные направления государственной экономической политики в области устойчивого развития сельских территорий.

5. Ожидаемые результаты реализации региональной Концепции:

1) увеличение численности сельского населения;

2) повышение уровня занятости сельского населения;

3) улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов;

4) повышение уровня инженерного обустройства сельских поселений;

5) привлечение к занятиям спортом и популяризация здорового образа жизни среди сельской молодежи;

6) повышение значимости сельскохозяйственного труда и привлекательности сельского образа жизни.

6. Основание для разработки региональной Концепции:

Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р (далее - федеральная Концепция).

Глава 2. Современное состояние, проблемы развития сельских территорий и причины их возникновения

7. Сельские территории муниципальных образований Калининградской области обладают природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при более полном, рациональном и эффективном использовании может обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие сельского хозяйства, полную занятость, высокие уровень и качество жизни сельского населения.

8. Сельские территории муниципальных образований Калининградской области как социально-территориальная подсистема общества выполняют важнейшие общенациональные функции (производственную, демографическую, трудоресурсную, жилищную, пространственно-коммуникационную).

Выполнение сельскими территориями указанных функций является важнейшим условием для успешного социально-экономического развития Калининградской области.

Сельское хозяйство в большинстве муниципальных образований Калининградской области по-прежнему является основной сферой приложения труда жителей сельских территорий.

9. Калининградская область обладает высоким потенциалом для развития сельскохозяйственного производства. Основная цель развития агропромышленного комплекса - высокий уровень обеспечения населения продуктами питания за счет местного производства.

Сегодня основу рынка продуктов питания Калининградской области практически полностью составляет импорт, зафиксирован низкий уровень обеспеченности мясом (37%), молоком (43%), яйцами (64%), зерном (49%) местного производства. Достаточно высокий уровень обеспеченности картофелем (70%), овощами (85%) местного производства.

В перспективе сельскохозяйственное производство в Калининградской области должно значительно возрасти, учитывая современную низкую обеспеченность населения продуктами, также прогнозируется почти двукратное увеличение численности населения Калининградской области. Это возможно при двух основных условиях - увеличении показателей продуктивности до европейского уровня, а также при максимальном использовании сельскохозяйственных земель и увеличении поголовья скота.

10. Сегодня при наличии 392 тысяч гектаров пахотных земель задействовано под посевные площади 190 тысяч гектаров, или 50% пахотных земель. Неиспользуемые земли являются одним из существенных резервов увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Планируется увеличение посевных площадей - минимально до 330 тысяч гектаров, или на 70%, а также увеличение урожайности зерна до 70 центнеров с гектара, рапса - до 40 центнеров с гектара, картофеля - до 350 центнеров с гектара.

Сложившаяся структура посевов будет сохраняться с некоторым увеличением доли рапса. Необходимо сохранить стабильно высокую долю посевных площадей зерновых культур, так как при прогнозируемом активном развитии животноводства возрастут расходы зерновых на фураж. При этом производство зерна возрастет в 6 раз, рапса - в 4,3 раза, картофеля - в 2,7 раза, овощей - в 2 раза.

11. Развитие животноводства определяется возможностью кормовой базы обеспечить полноценное кормление животных. Прогнозируется развитие имеющихся отраслей животноводства: молочно-мясного скотоводства, свиноводства, птицеводства, звероводства. Наличие кормовых ресурсов позволяет увеличить поголовье крупного рогатого скота во всех муниципальных образованиях Калининградской области.

12. Основное увеличение поголовья скота будет происходить за счет крупнотоварного сектора сельхозпроизводителей. Будущее за крупными агропредприятиями, построенными по промышленному принципу.

Размещение свинокомплексов планируется:

1) в Правдинском районе - на 140 тысяч голов;

2) в Гурьевском муниципальном районе - на 12 и 25 тысяч голов;

3) в Багратионовском муниципальном районе - на 12 тысяч голов;

4) в Правдинском районе - на 55 тысяч голов;

5) в Краснознаменском муниципальном районе - на 30 тысяч голов;

6) в Черняховском муниципальном районе - на 12 тысяч голов;

7) в Полесском муниципальном районе - на 1 тысячу голов.

Для достижения заявленных объемов производства необходимо строительство еще одной фермы на 60 тысяч голов свиней в Озёрском районе либо в Славском муниципальном районе.

13. Также для достижения заявленных объемов производства необходимо строительство трех крупных комплексов мясного направления на 30-40 тысяч голов крупного рогатого скота. Предусмотрены площадки в Гвардейском районе рядом с поселком Ручьи, в Багратионовском муниципальном районе в поселке Медовое, в Славском муниципальном районе в поселке Щегловка. Обеспеченность основной продукцией товарных отраслей сельского хозяйства и проведение необходимых мероприятий отражены в таблице N 1.


Таблица N 1

N п/п

Мероприятие

Показатель

Сроки реализации

1

2

3

4

1

Увеличение посевных площадей

290 тыс.га

2020 год

330 тыс.га

2020 год

2

Проведение мероприятий, направленных на восстановление почвенного плодородия сельхозугодий

внесение минеральных удобрений до 240-250 кг активного вещества на га

2015 год

3

Увеличение поголовья скота, строительство крупных животноводческих комплексов (ориентировочная площадка):

4

свинокомплекс, поселок Ново-Бийское в Правдинском районе

150 тыс.голов

уже реализуется

5

свинокомплекс, поселок Поддубьев Славском муниципальном районе

ориентировочно 100 тыс.голов

2020 год

6

свинокомплекс, поселок Дубрава в Озёрском районе

ориентировочно 100 тыс.голов

2020 год

7

комплекс разведения крупного рогатого скота мясногонаправления в поселке Ручьи в Гвардейском районе

ориентировочно 30 тыс.голов

2020 год

8

комплекс разведения крупного рогатого скота мясногонаправления в поселке Медовое в Багратионовском муниципальномрайоне

ориентировочно 30 тыс.голов

2020 год

9

комплекс разведения крупного рогатого скота мясногонаправления в поселке Щегловка в Славском муниципальном районе

ориентировочно 30 тыс.голов

2020 год

10

птицефабрика в поселке Подгоровка в Гусевском муниципальном районе

ориентировочно 1,5 млн.голов

2020 год

14. Доля занятых в агропромышленном комплексе составляет 14%, или 62,7 тысячи человек. В Калининградской области заявлены и начинают реализовываться порядка 30 новых проектов по размещению предприятий пищевой промышленности в Гусевском, Гурьевском, Багратионовском муниципальных районах, Советском и Светловском городских округах. Развитие собственной сырьевой базы в агропромышленном комплексе - одна из стратегически приоритетных задач социально-экономического развития Калининградской области.

15. Отсутствие рабочих мест и невысокий уровень доходов (по уровню доходов увеличивается разрыв между городом и селом), плохая среда обитания приводят к усилению процесса депопуляции и оттоку молодых специалистов (молодых семей), постоянно проживающего и работающего сельского населения.

16. Реконструкции и оптимальному развитию подлежат все действующие централизованные системы водоотведения населенных пунктов. Необходимо восстановление и проведение реконструкции существующих канализационных сетей и насосных станций с полным переходом на раздельное канализование бытовых и дождевых стоков.

17. Реализация государственных мер по обеспечению социального развития села в Калининградской области привела к оживлению жилищного строительства и обустройства сельских поселений, улучшению качества образовательных и медицинских услуг.

18. Однако сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере, неудовлетворительное состояние инженерной, транспортной инфраструктуры, ухудшение качественного состава кадров сельского хозяйства создают проблемы для формирования социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса Калининградской области, выполнения селом его производственной и других общенациональных функций и задач территориального развития, устойчивого роста сельской экономики, повышения эффективности сельского хозяйства и вклада села в экономику Российской Федерации и благосостояние граждан.

19. Выход села из кризисного состояния и переход в фазу устойчивого развития тормозят следующие факторы:

1) слабое развитие институтов гражданского общества в сельской местности и, прежде всего, местного самоуправления;

2) недостаточное научное, статистическое и кадровое обеспечение устойчивого развития сельских территорий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»