Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Утилизация и обезвреживание отходов производства и потребления в Московской области на 2012-2020 годы" (утратило силу с 01.01.2014 на основании постановления Правительства Московской области от 27.12.2013 N 1158/57)

1. Характеристика проблемы обращения в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Московской области и прогноз развития ситуации с учетом реализации Программы


Согласно многолетним статистическим исследованиям Московская область занимает одно из первых мест в Российской Федерации по объему образования и захоронения отходов. Обеспечение безопасности населения и окружающей среды в условиях такого "первенства" требует объединения усилий органов законодательной и исполнительной власти Московской области для организации надежно действующей системы санитарной очистки ее территории от отходов производства и потребления, в том числе опасных медицинских и биологических отходов.

Сложность обеспечения санитарной очистки Московского региона, состоящего из двух субъектов Российской Федерации - Москвы и Московской области, обусловлена самыми высокими в стране объемами образования отходов, плотностью населения и застройки территории. Кроме того, столичный статус Московского региона накладывает особые требования на периодичность и качество выполнения работ по санитарной очистке его территории, а также безопасность применяемых для этого технологий.

Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года численность населения Московской области составляет 7,1 млн.человек. В весенне-летний период происходит увеличение численности ее населения до 9,8 млн. человек за счет временного проживания москвичей в частных домовладениях и садоводческих товариществах на территории Подмосковья. Одновременно происходит увеличение объема бытовых отходов на территории Московской области как минимум на 40 процентов.

На территории Москвы и Московской области ежегодно образуется около 9,7 млн.тонн твердых бытовых отходов (далее - ТБО) и крупногабаритного мусора (далее - КГМ), в том числе 5 млн.тонн - в г.Москве и 4,7 млн.тонн - на территории Московской области. Кроме того, на территории Московского региона ежегодно образуется большое количество отходов строительства и сноса зданий, осадков сточных вод с очистных сооружений, а также промышленных, медицинских, биологических и древесно-растительных отходов.

Несмотря на появление в Московском регионе сортировочных и отходоперерабатывающих производств, большая часть отходов Москвы и Московской области по-прежнему продолжает вывозиться на полигоны, карьеры и свалки Московской области. В результате, на территории Московской области объем накопления только бытовых отходов уже превысил 120 млн.тонн и продолжает интенсивно увеличиваться. Вместе с тем, остаточная вместимость действующих полигонов ТБО оценивается в 34 млн.тонн, что рассчитано на 3-4 года приема отходов. В настоящее время на территории Московской области действуют 41 полигон ТБО, отвечающий требованиям природоохранного законодательства, общей площадью 689 га.

Основными проблемами, связанными с размещением отходов на территории Московской области, являются: перегруженность действующих полигонов ТБО, у большей части которых заканчивается срок эксплуатации в связи с полным их заполнением, нехватка земельных участков, подходящих для строительства новых полигонов ТБО в пределах 3 бетонного кольца (территории, на которой образуется более 95 процентов всех отходов Московского региона), недостаток средств на реконструкцию и рекультивацию объектов размещения отходов, несоответствие большей части действующих полигонов требованиям земельного законодательства, планировочным ограничениям, современным экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Дефицит мощностей по размещению отходов обуславливается еще и тем, что

территория Московской области загружена существующей застройкой, строительство новых объектов размещения крайне затруднительно ввиду отсутствия свободных площадей, отвечающих требованиям экологической безопасности при размещении полигонов ТБО. Это обусловлено запретом размещения объектов захоронения отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

На территории Московской области в 2012 году в связи с полным заполнением должен быть прекращен прием отходов на следующие полигоны:

полигон ТБО "Дубна правобережная", городской округ Дубна;

полигон ТБО "Егорьевский", Егорьевский муниципальный район;

полигон ТБО "Солопово" (1 очередь), Зарайский муниципальный район;

полигон ТБО "Каширский", Каширский муниципальный район;

полигон ТБО "Павловское", Истринский муниципальный район;

полигон ТБО "Часцы", Одинцовский муниципальный район;

полигон ТБО "Малинки", Подольский муниципальный район;

полигон ТБО "Быково", Павлово-Посадский муниципальный район;

полигон ТБО "Сафоново", Раменский муниципальный район;

полигон ТБО "Аннино", Рузский муниципальный район;

полигон ТБО "Протвино", Серпуховский муниципальный район;

полигон ТБО "Съяново - 2", Серпуховский муниципальный район;

полигон ТБО "Жерновка", Серпуховский муниципальный район;

полигон ТБО "Парфеново", Сергиево-Посадский муниципальный район;

полигон ТБО "Талдомский", Талдомский муниципальный район;

полигон ТБО "Левобережный", городской округ Химки;

полигон ТБО "Кулаковский", Чеховский муниципальный район;

полигон ТБО "Электросталь", городской округ Электросталь.

В период 2013-2015 годов завершается проектный срок эксплуатации следующих полигонов: