Особенности организации потребительского рынка Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) обусловлены географическим положением, природно-климатическими условиями и уровнем развития транспортной инфраструктуры. Данное направление является одной из важнейших сфер экономической деятельности региона, обеспечивающей благополучие жизнедеятельности населения автономного округа. Состояние, структура, тенденции и динамика развития сферы торговли напрямую отражают социально-экономическую ситуацию в регионе.
По своему определению торговая сфера призвана обеспечивать бесперебойное снабжение населения автономного округа товарами и услугами, а также формировать определенную территориальную доступность жителей к объектам торговли. Физическая доступность продовольствия - уровень развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах автономного округа обеспечивается возможность приобретения населением пищевых продуктов или организации питания в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления пищевых продуктов. Сохранность товарной массы во многих случаях зависит от соблюдения температурного режима. Соответственно наличие складских помещений со специальным режимом хранения, холодильного и морозильного оборудования является одним из гарантов качества продуктов.
Сельские населенные пункты с невысокой численностью населения зачастую характеризуются острым дефицитом торговых площадей. Данное обстоятельство объясняется тем, что для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, нецелесообразно с экономической точки зрения открывать торговые объекты в населенных пунктах с невысоким платежеспособным уровнем и с недостаточно развитыми социально-бытовой инфраструктурой и инженерным обустройством. Следует отметить, что основное население в таких поселениях составляют коренные малочисленные народы Севера, занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности.
Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию торгово-заготовительной деятельности на территории автономного округа, является недостаточно развитая инфраструктура, включающая в себя базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, что препятствует развитию инфраструктуры сектора торговли и, как следствие, отсутствие развитых логистических компаний, дистрибьюторов и оптовых поставщиков. К проблемам в области инфраструктуры можно отнести:
- недостаточно развитые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли;
- недостаточный уровень развития заготовительной деятельности;
- наличие большого числа посредников между производителями и торговыми организациями.
Отсутствие постоянного транспортного сообщения не позволяет в срок и в достаточном количестве осуществлять поставки необходимых товаров во многие населенные пункты автономного округа, что приводит к дефициту и, как следствие, к росту цен на отдельные группы товаров.
В сельской местности остается высокая доля малообеспеченного населения с доходами, не превышающими величину прожиточного минимума. По некоторым данным за порогом бедности находится каждый пятый сельский житель автономного округа. Все это приводит к отсутствию какой-либо заинтересованности бизнеса инвестировать финансовые средства в инфраструктуру сельских населенных пунктов, что в конечном итоге отражается на обеспечении населения качественными и безопасными продуктами питания.
Отсутствие в достаточном количестве объектов торгово-заготовительной инфраструктуры и сопутствующих объектов затрудняет обеспечение продовольственной безопасности населения. Для повышения показателя безопасности в автономном округе требуется приобретение и установка 32 торговых объектов, 28 пекарен, 30 единиц холодильных и морозильных емкостей, а также 13 овощехранилищ. (в ред. от 23.08.2013 N 682-П)