В целях наиболее эффективного использования инвестиционных возможностей системы государственной поддержки инвестиционных проектов, финансовых и иных механизмов привлечения инвесторов, сбалансированного с потенциалом развития кластеров, приоритетными точками роста, необходимо наличие благоприятной административной среды.
Административная среда может быть охарактеризована наличием следующих ее элементов:
стратегии по отношению к объекту административного управления (стратегический контур административной среды),
организационной структуры с закрепленными полномочиями и ответственностью, уровнем применяемых процедур планирования, контроля и улучшения деятельности (организационный контур административной среды),
качественных процедур предоставления государственных услуг (линейный контур административной среды).
Анализ законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность (раздел 2.3 настоящей Программы), продемонстрировал наличие в Алтайском крае обширной законодательной базы. В то же время опыт регионов, имеющих высокий рейтинг инвестиционной привлекательности, показывает, что наличие инвестиционной политики или стратегии является неотъемлемой частью регионального законодательства. Отдельными нормативными документами приняты инвестиционные стратегии региона (Воронежская, Ростовская, Ульяновская, Пензенская области, Краснодарский край и ряд других регионов). В Республике Татарстан действует инвестиционный меморандум. В Самарской области сценарный подход инвестиционной стратегии заложен в рамках долгосрочной стратегии социально-экономического развития.
Инвестиционная стратегия необходима, когда ресурсы для достижения основной цели ограничены. При наличии инвестиционной стратегии Программа является тактическим инструментом ее реализации. Для реализации стратегии необходима эффективно функционирующая организационная структура.
Все функции органов исполнительной власти по отношению к инвестиционной деятельности можно разделить на активные и пассивные. К активным функциям относятся целенаправленный поиск и привлечение инвесторов. К пассивным относятся функции, связанные с организацией работы с поступившими обращениями инвесторов.
Максимальное количество полномочий по участию в процессе инвестиционной деятельности имеет Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края. В составе Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края выделено управление инвестиций, состоящее из следующих структурных подразделений:
1) отдел развития инвестиционной деятельности;
2) отдел краевых и федеральных целевых программ;
3) отдел экспертизы и организации инвестиционных проектов.
Помимо Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края полномочия по работе с инвесторами закреплены в положениях следующих органов исполнительной власти Алтайского края: управление Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов, управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, Главное управление имущественных отношений Алтайского края, комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, Главное управление строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, управление Алтайского края по обеспечению международных и межрегиональных связей, Главное управление сельского хозяйства Алтайского края, управление Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям, управление Алтайского края по труду и занятости населения. {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 8 июля 2014 года N 315}
Анализ полномочий органов исполнительный власти Алтайского края, за исключением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, и администраций муниципальных образований показал, что большинство функций относятся к категории пассивных. Например, за органами власти закреплены полномочия по контролю, координации, участию в организационном процессе, согласованию уже реализуемых либо планируемых к реализации инвестиционных проектов. Уставы муниципальных образований не содержат системно закрепленных функций по участию в инвестиционной деятельности.
Таким образом, организационный контур административной среды характеризуется высокой степенью активности инвестиционной деятельности.
Вместе с тем опыт регионов показывает, что часть функций по активизации и осуществлению инвестиционной деятельности может быть передана от органов исполнительной власти специальным операторам по взаимодействию с инвесторами. Такие операторы могут иметь различные организационно-правовые формы: автономные учреждения, некоммерческие партнерства, государственные учреждения, акционерные общества.
Следующим из рассматриваемых элементов административной среды является линейный контур административной среды, который характеризуется наличием и качеством услуг, оказываемых инвестору. Реестр государственных услуг (государственных функций), предоставляемых (исполняемых) органами исполнительной власти Алтайского края, утвержденный решением комиссии по проведению административной реформы и реформированию государственной гражданской службы Алтайского края от 21.08.2007 (в редакции от 28.05.2010) включает услуги, связанные с оказанием разных форм государственной поддержки, предоставлением имущества, находящегося в собственности Алтайского края, выдачу различных заключений, например, о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, и прочие услуги, связанные с решением производственных вопросов. Разработан проект Административного регламента предоставления государственной услуги по оказанию государственной поддержки. Кроме того, фактически осуществляется деятельность, не включенная в реестр, по работе над инвестиционными паспортами муниципальных образований, списком инвестиционных площадок по районам края, ведется работа с сайтом, реализуется комплекс PR-мероприятий, направленных на привлечение в регион потенциальных инвесторов, и ряд иных функций. Вместе с тем требует систематизации весь перечень оказываемых инвесторам услуг, необходимо усиление контроля за их качеством. Оказание услуг инвесторам должно осуществляться в кратчайшие, конкретно установленные сроки (например, услуги создания компании, получения разрешения на строительство, регистрация собственности, подключение к электрическим сетям). Практика точного описания услуги с указанием в качестве обязательных элементов сроков, ответственных и результата этапа делает услугу максимально прозрачной для инвестора.
Кроме того, по экспертным оценкам, по-прежнему существует проблема наличия административных барьеров. Для работы по преодолению одного из них - коррупции принят закон Алтайского края от 01.06.2010 N 290 "О противодействии коррупции в Алтайском крае".
Таким образом, для достижения поставленных целей по улучшению инвестиционного климата необходимо разработать инвестиционную стратегию региона, организационную структуру управления инвестиционной деятельностью, регламенты государственных услуг, оказываемых инвесторам, а также вести целенаправленную работу по преодолению административных барьеров в инвестиционной деятельности.
Можно выделить следующие вопросы, требующие решения для каждой из ключевых групп потребителей ресурсов территории:
1) население.
Приведенные показатели, характеризующие миграционные процессы населения, социальную защищенность, уровни доходов, доступности жилья и социальной инфраструктуры, требуют проведения отраслевыми органами исполнительной власти края более глубокого анализа эффективности реализуемых целевых программ, направленных на повышение качества жизни населения с учетом положительного опыта регионов Российской Федерации;
2) инвесторы.
Сформировавшиеся положительные тенденции инвестиционной активности, производства товаров и услуг, создания новых высокопроизводительных рабочих мест недостаточны для расширенного воспроизводства активов, обеспечивающего конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках в долгосрочной перспективе.
В качестве основных мероприятий предстоит реализовать следующие:
развитие существующей инвестиционной инфраструктуры, формирование новой системы управления инвестиционными процессами и проектами путем введения института региональных и муниципальных инвестиционных уполномоченных и создание специального оператора по привлечению инвестиций и работе с инвесторами для реализации принципа "одного окна";
расширение инструментария поддержки инвестиционных проектов, включающего механизмы снижения налоговой нагрузки, финансирования за счет бюджетных ассигнований регионального инвестиционного фонда, с внесением соответствующих изменений в закон Алтайского края от 03.04.2014 N 21-ЗС "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае"; {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 8 июля 2014 года N 315}
организация отраслевыми органами исполнительной власти разработки и внедрения типовых правил присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, содействие в строительстве новых генерирующих мощностей и модернизации объектов энергетической инфраструктуры с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации;