Переход к интенсивному развитию экономики на инновационной основе является важнейшим приоритетом Алтайского края. По данным рейтинга инновационной активности регионов за 2010 год, составленного Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий, Алтайский край занял 6 место среди 15 регионов с высокой инновационной активностью и 8 среди 83 субъектов Российской Федерации, участвовавших в исследовании.
Поддержка инновационных процессов в регионе осуществляется по 3 направлениям:
создание институциональных и правовых условий для инновационной сферы;
развитие системы инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности;
{абзац 3 утратил силу на основании постановления Администрации Алтайского края от 6 мая 2014 года N 218}.
В рамках первого направления проводятся мероприятия по формированию нормативной базы и ключевых институтов, способствующих активизации инновационной деятельности на территории региона. Базовым документом, регулирующим развитие инновационных процессов, является закон Алтайского края "О государственной поддержке инновационной деятельности". {в редакции постановления Администрации Алтайского края от 8 июля 2014 года N 315}
Для обеспечения эффективного взаимодействия в части реализации государственной инновационной политики создан Координационный совет Алтайского края по инновационной деятельности.
С целью формирования новых механизмов привлечения инвестиций и создания благоприятных условий для разработки и внедрения современных технологий в производство принят закон "О полюсах инновационного развития в Алтайском крае".
Регулирование процессов формирования и развития инновационной системы Алтайского края характеризуется спецификой, связанной с наличием на его территории наукограда Бийска. В 2011 году срок действия статуса наукограда продлен еще на пять лет.
Логическим продолжением инновационной модели развития наукограда является проект создания Алтайского биофармацевтического кластера, резидентами которого являются 28 организаций, в их числе признанные лидеры российского фармацевтического рынка ЗАО "Эвалар" и ЗАО "Алтай-витамины", научные учреждения.
На базе наукограда Бийска реализуется проект развития нанотехнологий. Вопросами разработки и коммерциализации инновационных проектов в данной сфере занимается Ассоциация "Межрегиональный центр наноиндустрии".
В рамках второго направления "Развитие системы инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности" продолжается работа по созданию бизнес-инкубатора инновационного типа в Бийске, ввод в действие которого планируется в первом полугодии 2011 года.
В 2010 году для решения важнейших проблем реализации региональной кластерной политики создано краевое автономное учреждение "Алтайский центр кластерного развития".
В рамках третьего направления "Поддержка и продвижение инновационных и научно-исследовательских проектов" в 2010 году профинансированы 40 научно-исследовательских проектов на общую сумму 7 млн. рублей, в том числе 22 - совместно с Российским гуманитарным научным фондом и 11 - с Российским фондом фундаментальных исследований. В 2011 году финансирование многократно увеличено и составляет 8 млн. рублей в год в рамках каждого фонда.
С 2008 года проводится краевой конкурс инновационных проектов "Новый Алтай", а в 2009 году состоялся первый конкурс среди научных работников и студентов, участвующих в решении задач социально-экономического развития Алтайского края. Совокупный призовой фонд двух конкурсов превышает 1 млн. рублей. Наиболее проработанным инновационным проектам оказывается содействие в привлечении ресурсов для дальнейшей коммерциализации.
В 2010 году с целью стимулирования малого бизнеса в области инновационной деятельности в качестве мер поддержки введено субсидирование банковской процентной ставки. По результатам экспертного отбора на соответствие критериям инновационности поддержано 17 субъектов малого предпринимательства. Объем финансирования составил 29 млн. рублей.
На площадке наукограда Бийска апробирована новая форма финансовой поддержки малых инновационных компаний - субсидирование части затрат предприятий, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции. В рамках реализации указанной формы государственной поддержки компании получили более 21 млн. рублей.
В ближайшей перспективе необходимо решить вопросы по предоставлению создаваемым, а также действующим при вузах и НИИ малым компаниям субсидий на компенсацию затрат, связанных с разработкой новых продуктов, патентованием, приобретением оборудования и новых технологий.
В рамках реализации федеральных целевых программ на развитие научных исследований и потенциала высшей школы Алтайского края в 2010 году привлечено более 55 млн. рублей. За период реализации контрактов в рамках федеральных целевых программ до 2012 года общий объем финансирования составит более 200 млн. рублей.
Для существенного ускорения в 2011 - 2014 годах процессов модернизации производственных фондов, снижения инвестиционного риска, увеличения производительности труда и доли инновационной продукции в общем объеме производства осуществляется следующая работа:
1) в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
по ускорению процесса рассмотрения проектов федеральных законов "Об инновационной деятельности в Российской Федерации" и "О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации" в целях устранения пробелов, связанных с терминологической неопределенностью, а также создания необходимых условий для активизации инновационной деятельности;
по внесению изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части модернизации системы конкурсного отбора проектов на выполнение НИОКР, соотношения значимости критериев оценки заявки между ценой контракта и качеством работы в пользу последнего (в настоящее время основным критерием при отборе проектов является минимальная стоимость и срок выполнения работ);
по законодательному определению предмета экспертизы и порядка вынесения экспертного заключения для создания прозрачного механизма отбора проектов, обеспечения возможности получения отзыва (экспертной оценки) заявки (в частности, по критерию "качество работ");
2) в Правительстве Российской Федерации - по рассмотрению возможности:
выделения средств Инвестиционного фонда Российской Федерации для финансирования строительства объектов энергетической, транспортной и коммунальной инфраструктуры инвестиционных проектов общегосударственного и регионального значения, признанных и включенных в установленном порядке в перечень первоочередных проектов;
установления для малых наукоемких компаний на первоначальном этапе развития особых налоговых режимов, в частности, предоставление "налоговых каникул";
разработки системы поддержки проектов развития региональных инновационных кластеров через институты развития и федеральные целевые программы;