В Алтайском крае сохранена и действует расширенная сеть СМИ муниципального и краевого уровней. В связи с большим тиражом этих изданий, а также их разветвленной сетью, доступностью для населения региона по-прежнему является актуальным вопрос распространения информации о деятельности органов государственной власти посредством газет, телевидения и радио. В Алтайском крае сохранена традиционная форма подписки, благодаря этому в целом ряде районов газету получают практически в каждом доме.
Сегодняшняя ситуация такова, что условия рыночной экономики во многом определяют специфичность подбора публикаций, материалов для эфирного вещания: наблюдается значительный перевес в сторону заказной, оплачиваемой информации. Это касается и муниципальных, и краевых СМИ. Именно поэтому возрастает роль органов власти как заказчика наиболее значимых материалов для СМИ, призванных формировать нравственное здоровье населения, актуализировать экономически и социально значимые проблемы территории вкупе с обнародованием направлений работы и конкретных действий самих органов власти.
Мероприятия, предусмотренные ведомственной целевой программой, подготовлены с учетом анализа ситуации в средствах массовой информации (печати, телерадиовещания) и массовых коммуникаций, сложившейся в крае на сегодняшний день, и соответствуют основным направлениям развития Алтайского края и России в целом, отраженным в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.
Особенностью данной программы является комплексный подход к развитию функционально взаимосвязанных организаций телерадиовещания, печатных средств массовой информации, Интернета.
Отдельным направлением этой работы является социальная реклама - инструмент, уже давно и успешно применяемый за рубежом для выявления, акцентирования и решения социальных проблем. К сожалению, институт социальной рекламы в России только начинает формироваться, на сегодня большинство проектов в данной сфере слабо проработаны, не централизованы и неудачно исполнены. Однако если в западном варианте основными заказчиками социальной рекламы являются разнообразные неправительственные организации, то в нашей стране безусловным лидером выступает государство. Этот факт позволяет четко определить "болевые точки" общества и предлагать официальные, проверенные и надежные пути решения проблем.
Анализ ситуации на рынке социальной рекламы показывает, что этот сегмент выступает в качестве эффективного способа передачи важной социальной информации. Как отмечают эксперты, состояние современного российского общества демонстрирует необходимость применения новейших технологий профилактики и преодоления острых социальных проблем. Многолетний мировой опыт показывает, что одним из действенных инструментов решения актуальных общественных проблем является социальная реклама. Это обстоятельство связано с тем, что социальная реклама, передавая информацию в сжатой, художественно выраженной форме, может успешно транслировать ценности и модели поведения, внедрение которых важно для оптимальной жизнедеятельности человека и общества. К тому же социальная информационная кампания обычно разрабатывается в комплексе, который включает в себя возможность использования всего разнообразия средств массовой коммуникации: телевидения и радио (ролики, программы), печатных СМИ (отдельные материалы и социальные модули), полиграфии (плакаты, листовки), наружной рекламы (трассовые модули, пиллары), интернета (баннеры) и другие. В ходе исследований, которые проведены в регионе, было отмечено, что на местном телевидении и радио проблемы региона освещаются чаще всего не в виде комплексных социальных информационных кампаний, а в рамках специализированных программ, что сложно отнести к социальной рекламе в ее традиционном понимании. Отсутствие рекламных роликов социальной тематики связано с проблемами их финансирования и проката. Рекламные материалы, отражающие наиболее актуальные для региона темы, в значительной степени распространяются в печатных СМИ и в качестве наружной рекламы. Но, по мнению экспертов, тематика социальной рекламы ограниченна. При этом опросы общественного мнения показывают, что жители региона считают возможным восполнить этот пробел с помощью социальной рекламы.
В марте 2011 г. научно-исследовательским центром ФГБОУ ВПО АлтГУ был проведен социологический опрос на тему "Социальная реклама". Заказчик - управление Алтайского края по печати и информации. Было опрошено 1200 человек в возрасте 18 лет и старше - 48% мужчин и 52% женщин. Выборка городского населения составила 630 человек, сельского - 570 человек. В результате были определены наиболее востребованные направления социальной рекламы:
борьба с наркоманией, алкоголизмом, табакокурением - 75%;
повышение рождаемости - 59%;
защита экологии - 58%;
семейные ценности - 57%;
развитие культуры - 53%;
безопасность на дорогах - 49%;
борьба против экстремизма, преступности - 48%;
патриотизм и гражданственность - 34%;
повышение имиджа Алтайского края - 29%.
Учитывая мнение ученых о том, что "объем социальной рекламы должен быть увеличен", очевидно, что тема разработки и реализации проектов социальной рекламы, призванной решать острые проблемы общества, требует государственной поддержки.
Администрация Алтайского края ведет активную работу по продвижению региона на новый уровень международных и межрегиональных отношений, что позволяет формировать положительный имидж края как субъекта Российской Федерации со стабильной политической и экономической ситуацией, перспективной с точки зрения привлечения инвестиций.
Эффективное решение проблемы обеспечения прав граждан в сфере информации, сохранения информационного пространства, укрепления морально-нравственных ценностей общества практически невозможно, если опираться только на сложившийся рыночный механизм отношений. Необходима поддержка со стороны государства. При этом использование программного метода позволит реализовать основную стратегическую цель телерадиовещания, печатных средств массовой информации наиболее комплексно и рационально. Ведомственный программно-целевой метод обусловлен необходимостью применения системного подхода в связи со сложностью и многообразием проблем развития отрасли, он позволит в установленные сроки сконцентрировать ресурсы на приоритетных задачах программы.
Таким образом, принятие программы является необходимой мерой обеспечения информационной открытости органов государственной власти Алтайского края.