Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области "Русский язык" на 2012-2015 годы (с изменениями на 13 июля 2012 года) (утратило силу с 01.01.2013 на основании постановления Правительства Московской области от 29.08.2012 N 1071/32)

I. Характеристика проблемы и прогноз развития ситуации с учетом реализации Программы


Московская область по своим территориальным, геополитическим и экономическим особенностям является регионом особой привлекательности для трудовых мигрантов ближнего и дальнего зарубежья. Но если представители дальнего зарубежья чаще всего представляют собой бизнес-структуры и учреждения высшей профессиональной школы, а значит, обладают достаточно высоким уровнем образования и культуры, профессия вынуждает их действовать с учетом национальных, культурных традиций, этических норм в поведении и речи коренного населения региона, и они не образуют крупных замкнутых групп населения Московской области, то трудовые мигранты ближнего зарубежья и внутренние мигранты Российской Федерации обладают совсем иными характеристиками. К числу их особенностей можно отнести многочисленность, этническую замкнутость, языковую отчужденность, низкий уровень образования, нестабильный характер пребывания в регионе. Трудовые мигранты ближнего зарубежья на территории Московской области не всегда являются легальными, зачастую живут в неудовлетворительных условиях и слабо владеют русским языком, что вносит в их жизнь элемент нестабильности, раздраженности, недовольства и внутренней агрессии. Не случайно нелегальные мигранты являются благодатной средой для подпитки криминальных структур. В то же время приезжие игнорируют общепринятые в России нормы поведения и общения, вызывая законное недовольство коренного населения региона. В настоящее время в Московской области на 7 миллионов человек русскоговорящего населения приходится около миллиона тех, кто формируется в рамках русского как неродного. Кроме того, меняется и сам характер мигрантов. Двадцать лет назад это были выходцы из бывшего Советского Союза с достаточным уровнем владения русским языком как государственным языком страны, а также легко входящими в жизненный уклад российского населения в силу недавней социальной общности, общности традиций, единых и понятных некогда на территории всей страны. За двадцать лет картина существенно изменилась. Русский язык на территории постсоветского пространства является способом политического выражения разной степени дружественности и уважения к Российскому государству. В большинстве республик он утратил статус государственного языка, языка межнационального общения, национального языка части проживающего населения. Значительно сокращены русские школы и школы с преподаванием на русском языке и изучением русского языка как второго иностранного. Нет обязательного изучения русского языка. В странах постсоветского пространства был взят курс на развитие национальной самобытности в ущерб развитию интеграционных процессов. Результатом является возникновение ряда социокультурных проблем во многих регионах России, в том числе и Московской области, связанных с пребыванием на ее территории трудовых мигрантов.

Способом решения указанных проблем является долгосрочная целевая программа Московской области "Русский язык", коррелирующая основные положения федеральной долгосрочной целевой программы "Русский язык" на 2011-2015 годы, но разработанная с учетом региональных социо-экономических, культурных особенностей развития Московской области. Укрепление позиций русского языка, преподаваемого на культуросообразной основе, призвано способствовать процессам культурной, языковой адаптации трудовых мигрантов, облегчению контактов с коренным населением региона на основе общепринятых в обществе норм поведения.

Важным социокультурным аспектом разработки и принятия данной программы, связанным с трудовыми мигрантами, является процесс обучения детей трудовых мигрантов, посещающих дошкольные и общеобразовательные учебные учреждения Московской области. Эти дети приобщаются к образовательному процессу с разного возраста. Практика показывает, что уровень владения детей трудовых мигрантов русским языком находится на абсолютно разном уровне. При этом таких детей от 15 до 25 процентов в среднем на образовательное учреждение. Данный процент может доходить по классам или группам дошкольной подготовки до 45 процентов.

Специфика обучения русскому языку детей разных народностей своя и часто не совпадает по методическим подходам. Требуется совершенствование методики обучения детей в полиэтнических классах, усиление материально технической базы обучения для развития дистанционных технологий обучения русскому языку, привлечение детей мигрантов к творческим и этнокультурным мероприятиям, стимулируя развитие интереса к русскому языку, национальным традициям русского народа. На достижение этого результата и направлена долгосрочная целевая программа Московской области "Русский язык" на 2011-2015 годы.

Не менее важно для развития нашего региона стимулирование внешнеэкономических и культурных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья. Развитие интеграционных процессов обеспечит Московской области новых деловых партнеров, будет стимулировать подпитку новых высокотехнологичных производств, приток новых высокопрофессиональных кадров, преподавателей и ученых. Существенной поддержкой интеграционных процессов во всем мире является положительный облик страны, ее отдельного региона в глазах мировой общественности. В этом отношении трудно переоценить значение языковых школ для студентов, языковых курсов для иностранных преподавателей русского языка. Стимулирование процессов студенческого обмена и в перспективе разработка и внедрение двойных дипломов обучения. Эта актуальная задача нашла отражение в программе "Русский язык" Московской области.

При возрастающем интересе иностранных граждан к русскому языку в нашем обществе, особенно в молодежной среде, к сожалению, констатируется снижение общего уровня владения русским языком, снижение культуры речевого общения.

Таким образом, долгосрочная целевая программа Московской области "Русский язык" на 2011-2015 годы нацелена не только на решение важнейших проблем в области образования, но и призвана способствовать социальной стабильности, формированию толерантности и межнационального согласия, повышению привлекательности нашего региона, а также повышению самосознания молодого активного населения.