Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА (с изменениями на: 30.12.2016)


4.9. Лесопромышленный комплекс


Лесной фонд занимает площадь 6952,2 тыс. га, что составляет 87% территории Сахалинской области, с общим запасом насаждений равным 618 млн. куб. м. Площадь спелых и перестойных хвойных лесов равна 1550,4 тыс. га. Запас спелых и перестойных насаждений составляет 314,5 млн. куб. м. Расчетная лесосека по области на 2010 год определена в объеме 2,3 млн. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству - 1,9 млн. куб. м ежегодного пользования.

Одним из сдерживающих факторов, влияющих на освоение расчетной лесосеки, является ограничение, не позволяющее вести разработку лесосек тракторной техникой на склонах, крутизна которых превышает 20 градусов. Свыше 25% общих эксплуатационных запасов древесины выведено из промышленной заготовки из-за отсутствия средств на приобретение техники, отвечающей указанным требованиям.

В лесном комплексе 52 организации осуществляют деятельность в области лесозаготовок (в том числе - 23 арендаторов), 19 деревообрабатывающих организаций и около 10 организаций, предоставляющих услуги в сопутствующих видах деятельности, а также 33 индивидуальных предпринимателя, работающих на лесозаготовках и производстве пиломатериалов.

В 2010 году было произведено 156,4 тыс. куб. м деловой древесины, осуществлен выпуск 60 тыс. куб. м пиломатериалов.

Лесной комплекс области в последние годы испытал отрицательное влияние ряда общеэкономических факторов.

Из-за высокой капиталоемкости и низкой рентабельности лесной комплекс остается недостаточно привлекательным для инвестиций.

Материально-техническая база организаций лесного комплекса области существенно уступает аналогичным предприятиям в многолесных субъектах Дальневосточного федерального округа.

Даже основные лесозаготовители, находящиеся в сравнительно устойчивом финансовом состоянии, не имеют возможности приобретать новые, высокопроизводительные агрегатные комплексы.

Экспортные рынки для большинства организаций закрыты из-за высоких издержек на транспортные расходы.

В то же время существует неудовлетворенный спрос в странах Азиатско-Тихоокеанского региона на лесопродукцию, включая пиломатериал естественной и нормируемой влажности, технологическую щепу, топливные брикеты и паллеты, плитные продукты, а также продукцию химической переработки древесины.

Распоряжением администрации Сахалинской области от 09.09.2009 N 651-ра утверждена "Стратегия развития лесопромышленного комплекса Сахалинской области на период до 2020 года", в рамках которой разработан проект "Комплексное деревообрабатывающее производство".

Целью указанного проекта является создание современного, конкурентоспособного комплексного лесопромышленного предприятия с вертикально-интегрированной структурой и организация эффективного и неистощимого использования лесных ресурсов для обеспечения роста благосостояния жителей области при сохранении экологического потенциала и биоразнообразия лесов.

Реализация проекта предусматривает использование лесных ресурсов Охинского, Ногликского, Тымовского, Смирныховского, Александровск-Сахалинского районов Сахалинской области.

Общая инвестиционная потребность организации комплексного лесопромышленного предприятия, объединяющего лесозаготовительное, деревообрабатывающее и вспомогательные производства, составит около 6,25 млрд. руб.

Исходя из рекомендаций по размеру ежегодного отпуска древесины, проектный объем лесозаготовительного производства определен в 740 тыс. куб. м круглых лесоматериалов.

Объем производства готовой продукции составит 200 тыс. куб. м пиломатериалов и 370 тыс. куб. м технологической щепы в год.

Реализация инвестиционного проекта позволит создать более 700 новых рабочих мест.

Основные мероприятия:

- реализация приоритетного инвестиционного проекта "Комплексное деревообрабатывающее производство";

- реализация программы модернизации организаций лесопромышленного комплекса с использованием мер государственной поддержки;

- оптимизация состава организаций, осуществляющих деятельность на внутреннем рынке, и защита рынка от недобросовестных, не проходящих сертификацию на легальность происхождения сырья заготовителей, а также - освидетельствование на безопасность и качество продукции переработчиков;

- формирование цепочек производства и потребления лесных ресурсов на территориальной основе с учетом максимальной переработки "на местах";

- выполнение комплекса экологических и лесохозяйственных мероприятий на основе Лесного плана Сахалинской области с целью сбалансирования мероприятий по использованию лесов и обеспечения сохранения средообразующей функции лесов.