Наименование показателя | Единица измерения | 2010 г. | 2009 г. | 2010 г. к 2009 г., % |
Перевезено грузов, всего | тыс. т | 3063,2 | 2965,0 | 103,3 |
Грузооборот | млн. ткм | 848,4 | 718,5 | 118,1 |
Перевезено пассажиров | тыс. чел. | 795,8 | 879,7 | 90,5 |
Пассажирооборот | млн. пкм | 228,2 | 232,2 | 98,3 |
Выручка, всего | млн. руб. | 1821,0 | 1686,1 | 108,0 |
Среднесписочная численность | чел. | 3259 | 3267 | 99,8 |
Среднемесячная заработная плата | тыс. руб. | 41,2 | 36,1 | 114,3 |
Инвестиции в основной капитал, всего | млн. руб. | 2563,8 | 2041,9 | 125,6 |
В 2010 году по сравнению с 2009 годом объем перевозок грузов вырос на 3,3%, при этом объем пассажирских перевозок снижен на 9,5%.
В 2010 году выполнены следующие основные мероприятия:
1) продолжены работы по комплексной реконструкции железной дороги. Переведено на широкую колею 42,3 км пути;
2) проведена полная реконструкция пассажирской посадочной платформы на станции Поронайск;
3) рассмотрены вопросы по переносу сроков проектирования железнодорожной линии Селихин - Ныш между материком и о. Сахалин с 2015 на 2011 - 2012 годы и обеспечения финансирования этой работы в рамках комплексного инфраструктурного проекта "Строительство железнодорожной линии между материком и о. Сахалин с тоннельным или мостовым переходом через пролив Невельского и развитие железнодорожной сети на о. Сахалин" на заседаниях Комитета по транспорту Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Железная дорога соединена с железнодорожной сетью материковой части России паромной переправой Ванино - Холмск (267 км), введенной в эксплуатацию в 1973 году.
Паромная переправа в железнодорожной сети региона является звеном, наиболее зависимым от неустойчивых погодных условий. Простои паромов из-за погодных условий составляют около 35 - 40 дней в году (в основном в осенне-зимний период), что осложняет работу железнодорожного транспорта по Сахалинскому региону.
Обеспечение устойчивой транспортной связи между Сахалином и материком является важнейшей социально-экономической и геополитической задачей.
По прогнозным оценкам к 2015 году объем перевозки грузов между Сахалином и материком возрастет до 6,8 млн. т, к 2025 г. - до 9,2 млн. т. При этом предполагается, что самые значительные объемы перевозки грузов будут следовать на материк (соответственно 4,5 и 6,2 млн. т).
Прогнозируемый рост грузопотока в основном связан с увеличением объема и вывоза угля с территории области и необходимостью завоза грузов для строительства новых крупных объектов электроэнергетики и перерабатывающей промышленности.
Основные проблемы:
- нестандартная железнодорожная колея 1067 мм, ограниченная пропускная способность искусственных сооружений;
- высокие эксплуатационные расходы, превышающие среднесетевые расходы в 8 - 10 раз;
- высокие убытки от пассажирских пригородных перевозок;
- неустойчивое железнодорожно-паромное сообщение с материковой частью России.