Сахалинская область обладает высоким природно-рекреационным потенциалом и занимает выгодное геостратегическое положение относительно основных международных туристических потоков в Азиатско-Тихоокеанском регионе (далее - АТР).
Наличие бальнеологических и геотермальных источников, месторождений лечебных грязей, более 1000 культурно-исторических объектов показа, ландшафтные возможности для занятия горнолыжным спортом и уникальная гидрология для дайвинга, водного спорта и морских круизов являются основой для развития туризма. Практически каждое муниципальное образование обладает определенными туристическими ресурсами и способно увеличить доходы местного бюджета за счет развития этого направления. Однако уровень освоения туристско-рекреационного потенциала в регионе крайне низкий.
В области осуществляют деятельность 57 туристических компаний, из них - 34 туроператора и 23 турагента. Основное количество туркомпаний зарегистрирована в городе Южно-Сахалинске, где также располагается около 40 организаций гостиничного бизнеса с различным уровнем сервиса и гибкой ценовой политикой предоставляемых услуг.
За последние годы заметно возросло количество крупных торговых центров современного уровня с эскалаторами, кафе и ресторанами, детскими игровыми комнатами, удобными парковками ("Панорама", "Плаза", "Мегаполис", "Рояль"). В 2009 году открылся центр отдыха, развлечений и покупок для всей семьи "Сити Молл", общей площадью 64 тыс. кв. м. Все эти объекты располагаются в г. Южно-Сахалинске, где находятся воздушные ворота Сахалинской области и куда в первую очередь прибывают туристы и гости.
Существует прямое морское и воздушное сообщение с Японией, воздушное с Республикой Корея и Китайской Народной Республикой.
Туристические компании реализуют прямые чартерные программы в Таиланд и Вьетнам.
Гостиничная, развлекательная и торговая инфраструктура готова принять гостей и предложить достойный уровень сервиса.
Доля туризма в ВРП региона составляют менее 1% и не соответствуют туристско-рекреационному потенциалу области.
За последние 10 лет объем туристских услуг, оказанных населению, ежегодно возрастал. В 2005 году объем составил 88,5 млн. руб., в 2010 году - 327,2 млн. руб., увеличение произошло в 3,7 раза в фактических ценах.
Структура регионального туристического рынка смещена в сторону выездного туризма, не требующего капиталовложений в туристскую инфраструктуру и создание туристического продукта (выезд сахалинцев за рубеж - 53,2%), особенно в страны АТР. На долю въездного туризма (въезд иностранных граждан) приходится - 14,5%. Основная "страна-поставщик" туристов - Япония. На долю внутреннего туризма приходится 32,3%.
По прогнозу объем туристических услуг в 2015 году составит 650 млн. руб., или 116,5% к уровню 2010 года, в 2018 году составит 800 млн. руб. (рост к 2010 на 17,6%).