Наименование показателя | Годы | |||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
отчет | прогноз | |||||
Доходы, всего | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
в том числе: | ||||||
налог на прибыль | 29,8 | 45,1 | 39,2 | 34,4 | 27,0 | 21,5 |
НДФЛ | 33,5 | 32,1 | 36,0 | 40,3 | 42,0 | 35,1 |
налог на имущество организаций | 2,6 | 2,4 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 2,4 |
роялти | 2,3 | 1,3 | 2,0 | 2,0 | 2,2 | 1,7 |
сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов | 0,3 | 0,9 | 1,0 | 1,2 | 0,9 | 0,9 |
доля прибыльной продукции при выполнении Соглашения о разделе продукции по проекту "Сахалин-1" | 18,3 | 7,2 | 3,2 | 6,1 | 12,1 | 28,0 |
прочие | 13,2 | 11,0 | 15,6 | 13,0 | 12,8 | 10,4 |
Структура налоговых доходов свидетельствует о значительной зависимости доходов консолидированного бюджета от финансовых результатов деятельности экономических субъектов: около 80% процентов доходов областного бюджета составляют налоги на доходы - налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц.
Крупнейшими налогоплательщиками являются организации нефтегазодобывающей отрасли.
Доходная часть областного бюджета в значительной степени зависит от внешних экономических условий. Изменение таких макроэкономических показателей, как объем добычи, цена на нефть и газ, курс национальной валюты к доллару США оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на объем доходов областного бюджета.
В 2010 - 2011 годах в связи со снижением среднегодовой цены на нефть, снижением объемов добычи и реализации нефти по проекту "Сахалин-1" и увеличением расходов, связанных с необходимостью освоения новых месторождений, снижены доходы от нефтегазовых проектов к уровню 2009 года.
Зависимость бюджета Сахалинской области от нефтегазового сектора создает серьезные макроэкономические риски. Для повышения стабильности поступления доходов в бюджет необходимо развивать другие секторы экономики области с целью диверсификации налоговых источников, создавать региональный резервный фонд на случай снижения нефтегазовых доходов.
С целью поддержки таких отраслей экономики, как рыбная и лесная, региональным законодательством предусмотрено предоставление льгот по налогу на имущество для организаций, занятых прибрежным рыболовством, осуществляющих переработку рыбы и морепродуктов на береге, а также для организаций по переработке древесины (лесопилению).
В целях поддержки малого бизнеса региональным законодательством предусмотрено снижение налоговой ставки с 15% до 10% по упрощенной системе налогообложения (объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов") для налогоплательщиков, получающих не менее 70% от общей суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении социально ориентированных отраслей экономики, деятельность которых направлена на обеспечение населения области продовольствием, жилищно-коммунальными услугами, увеличение объемов строительства новых промышленных и социальных объектов, создание дорожной инфраструктуры.
Для создания благоприятного инвестиционного климата в региональном законодательстве предусмотрено снижение ставок по налогу на прибыль и налогу на имущество для организаций, реализующих инвестиционные проекты, включенные в установленном порядке в перечень приоритетных инвестиционных проектов области.
Финансовая политика в части управления доходами основана на принципах стабильности и предсказуемости уровня налоговой нагрузки. Для реализации этих принципов такие параметры, как перечень налогов, ставки налогов, нормативы отчислений по налогам закреплены за уровнями бюджетной системы на долгосрочной основе. В целях увеличения доходной части местных бюджетов и повышения их самостоятельности часть норматива единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, передана в местные бюджеты.
При формировании финансовой политики составляются варианты изменения налоговой нагрузки в зависимости от влияния внешних и внутренних факторов, характеризующихся высокой степенью неопределенности.
Расходы консолидированного бюджета Сахалинской области в 2010 году составили 63,4 млрд. руб. (107,8% к уровню 2009 года).
На среднесрочную перспективу приоритетной целью в расходовании средств консолидированного бюджета останется создание условий для повышения уровня жизни населения Сахалинской области.
Основные проблемы:
- предоставление межбюджетных трансфертов из областного бюджета муниципальным образованиям препятствует их социально-экономическому развитию;
- недостаточно высокая эффективность использования бюджетных средств.
Основные задачи:
- консолидировать целевые межбюджетные трансферты, выделяемые из областного бюджета муниципальным образованиям с целью обеспечения большей самостоятельности муниципальных образований;
- разработать и реализовать меры, направленные на увеличение налоговых и неналоговых доходов, снижение суммы недоимки областного и местных бюджетов;
- обеспечить долгосрочную сбалансированность и устойчивость областного бюджета;
- перейти от сметного финансирования к бюджетированию, ориентированному на результат;
- совершенствовать межбюджетные отношения, обеспечивающие равный доступ населения области к получению бюджетных услуг и стимулирующие муниципальные образования к развитию доходной базы бюджетов муниципальных образований.
Основные мероприятия:
- координация деятельности органов исполнительной власти Сахалинской области с налоговыми органами, а также с главными администраторами неналоговых доходов для улучшения качества налогового администрирования, увеличения собираемости налогов;
- принятие исчерпывающих мер, направленных на сокращение неэффективных расходов бюджета;
- взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по вопросам межбюджетных отношений;