Наименование показателя | Единица измерения | 2010 г. | 2009 г. | 2010 г. к 2009 г. (%) |
Переработано грузов | тыс. т | 3689,3 | 3338,3 | 110,5 |
Перевезено грузов (судами компании) | тыс. т | 2667,0 | 2607,3 | 102,3 |
Перевезено пассажиров | тыс. чел. | 72,5 | 72,3 | 100,3 |
Доходы | млн. руб. | 5458,3 | 4949,2 | 110,3 |
Финансовый результат | млн. руб. | 589,2 | 470,0 | 125,4 |
Среднесписочная численность | чел. | 2599,0 | 2690 | 96,6 |
Среднемесячная заработная плата | тыс. руб. | 35,2 | 30,8 | 114,5 |
Инвестиции в основной капитал | млн. руб. | 776,4 | 660,7 | 117,5 |
Основным морским перевозчиком в области является ОАО "Сахалинское морское пароходство", флот которого включает в себя 21 судно, в том числе 16 транспортных, 4 парома и 1 ледокол. В состав флота входят собственные и арендованные суда, а также суда, принадлежащие дочерним, зависимым и ассоциированным компаниям.
Все суда имеют ледовый класс, сертифицированы Российским морским Регистром судоходства на соответствие требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (далее - МКУБ) и находятся под техническим надзором Российского морского Регистра судоходства.
В ОАО "Сахалинское морское пароходство" продолжается реализация мероприятий по реконструкции и модернизации паромов "Сахалин" с целью продления их эксплуатационного срока службы до 2020 - 2025 годов.
В 2010 году в областную собственность приобретены береговые сооружения паромной переправы в морском порту Холмск. В целях эффективного использования и проведения их реконструкции береговой паромный комплекс передан в аренду ОАО "Сахалинское морское пароходство".
Финансово-экономические показатели пароходства стабильны, компания работает с прибылью, которая позволяет реализовывать программу по модернизации и продлению сроков эксплуатации паромов до 2020 года.
Основной проблемой является старение флота.
Единственным морским перевозчиком, обеспечивающим пассажирское сообщение между Сахалином и Курильскими островами, является закрытое акционерное общество "Морская Компания "Сахалин - Курилы". Финансово-экономические показатели компании положительные. Основная проблема компании - отсутствие на Курильских островах пассажирских причалов, способных принимать пассажирские суда, что значительно снижает эффективность работы компании.
В связи с убыточностью морских перевозок Правительство Сахалинской области осуществляет их дотирование из областного бюджета. В 2010 году на эти цели было выделено около 138 млн. руб.
Кроме внутренних морских линий, действует регулярное японо-российское паромное сообщение, связывающие Сахалинскую область с островом Хоккайдо (Япония): Вакканай - Корсаков - Вакканай, которое было открыто в мае 1999 года. На этой линии работает специальный паром "Эйнс Соя" японской судоходной компании "Хато Рандо Фэрри".
Главным звеном, связывающим Сахалин с материком, является морская железнодорожная паромная переправа "Ванино - Холмск", на которой работают 4 парома, нормативный срок службы одного из них истекает в 2010 году, последнего - в 2017 году.
В целях продления сроков службы паромов ОАО "Сахалинское морское пароходство" осуществляет реализацию ведомственной программы по их реконструкции и модернизации, что позволит эффективно эксплуатировать паромы до 2025 года.
В рамках Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 N 480, предусмотрено строительство двух автомобильно-железнодорожных паромов нового поколения, со сроком реализации в 2011 - 2013 годах.
В срочной реконструкции нуждается и эксплуатирующийся с 1973 года береговой паромный комплекс в морском торговом порту Холмск. Первая очередь паромного комплекса (причал N 4) эксплуатируется с 1973 года (более 37 лет). Вторая очередь (причал N 1) была построена и вступила в строй в 1986 году. За время эксплуатации паромного комплекса его гидротехнические сооружения значительно износились, и их техническое состояние не соответствует предъявляемым требованиям.
В 2011 году за счет средств областного бюджета предусматривается проведение проектно-изыскательских работ и подготовка проектно-сметной документации на реконструкцию береговых сооружений автомобильно-железнодорожного паромного сообщения "Ванино - Холмск" в морском порту Холмск.
Федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 N 480, предусмотрены мероприятия по ремонту и реконструкции сооружений паромного комплекса находящихся в федеральной собственности, на реализацию которых предварительно запланировано 650 млн. руб. из средств федерального бюджета.
"Узким" местом в предоставлении услуг морскими портами в достаточном объеме и наращивании их грузооборота в экспортном направлении является отсутствие развитой инфраструктуры пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, оборудование и оснащение которых является обязательством Российской Федерации.
В портах Шахтерск и Бошняково, через которые осуществляется и планируется значительное увеличение грузооборота экспортного угля, полностью отсутствует инфраструктура пунктов пропуска.
В портах Шахтерск и морском терминале Углегорск, через которые осуществляется и планируется значительное увеличение грузооборота экспортного угля, полностью отсутствует инфраструктура пунктов пропуска.
Во всех портах, кроме Холмска, Корсакова и частично Шахтерска, грузовые операции производятся на открытом рейде, что ограничивает применение судов большой грузоподъемности.
Однако и самые крупные порты Сахалина - Корсаков и Холмск также имеют ограничения по глубинам (6 - 8 метров) и параметрам акваторий, что практически исключает возможность захода под грузовые операции судов грузоподъемностью свыше 6 - 7 тысяч тонн.
Гидротехнические сооружения практически всех портов, являющиеся федеральной собственностью, имеют физический износ от 50% до 90%, что служит основным сдерживающим фактором в реализации планов по наращиванию объемов грузопереработки портов.
Основной причиной, сдерживающей развитие портов, является недостаточный уровень инвестиций, направляемых на реконструкцию и модернизацию причальных сооружений портов, что не позволяет в требуемом объеме восстанавливать основные фонды, а лишь поддерживает их в рабочем состоянии.
На Сахалине за счет средств федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2011 N 293), завершена реконструкция порта Шахтерск (I этап).
Особого внимания заслуживает вопрос обеспечения надежных транспортных связей муниципальных образований Курильских островов с Сахалином и другими прибрежными регионами Дальнего Востока, а также состояние инфраструктуры в их морских терминалах. Ни в одном из портовых пунктов Курильских островов нет гидротехнических сооружений, способных принимать под обработку среднетоннажные суда рыбопромыслового, транспортного и пассажирского флотов.
Практически все операции с пассажирским и транспортным флотом осуществляются на открытых рейдах, что ведет к значительному увеличению транспортных издержек, сопряжено с большими трудностями и не обеспечивает безопасность пассажирских перевозок. Кроме того, работа морского транспорта на Курилах осложнена особенностями погодных условий, что при рейдовой обработке судов приводит к их длительным непроизводительным простоям из-за сильного волнения на море.