Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА (с изменениями на: 30.12.2016)


Таблица 22. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА

Наименование показателя

Единица измерения

2010 г.

2009 г.

2010 г. к 2009 г. (%)

Переработано грузов

тыс. т

3689,3

3338,3

110,5

Перевезено грузов (судами компании)

тыс. т

2667,0

2607,3

102,3

Перевезено пассажиров

тыс. чел.

72,5

72,3

100,3

Доходы

млн. руб.

5458,3

4949,2

110,3

Финансовый результат

млн. руб.

589,2

470,0

125,4

Среднесписочная численность

чел.

2599,0

2690

96,6

Среднемесячная заработная плата

тыс. руб.

35,2

30,8

114,5

Инвестиции в основной капитал

млн. руб.

776,4

660,7

117,5


Основным морским перевозчиком в области является ОАО "Сахалинское морское пароходство", флот которого включает в себя 21 судно, в том числе 16 транспортных, 4 парома и 1 ледокол. В состав флота входят собственные и арендованные суда, а также суда, принадлежащие дочерним, зависимым и ассоциированным компаниям.

Все суда имеют ледовый класс, сертифицированы Российским морским Регистром судоходства на соответствие требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (далее - МКУБ) и находятся под техническим надзором Российского морского Регистра судоходства.

В ОАО "Сахалинское морское пароходство" продолжается реализация мероприятий по реконструкции и модернизации паромов "Сахалин" с целью продления их эксплуатационного срока службы до 2020 - 2025 годов.

В 2010 году в областную собственность приобретены береговые сооружения паромной переправы в морском порту Холмск. В целях эффективного использования и проведения их реконструкции береговой паромный комплекс передан в аренду ОАО "Сахалинское морское пароходство".

Финансово-экономические показатели пароходства стабильны, компания работает с прибылью, которая позволяет реализовывать программу по модернизации и продлению сроков эксплуатации паромов до 2020 года.

Основной проблемой является старение флота.

Единственным морским перевозчиком, обеспечивающим пассажирское сообщение между Сахалином и Курильскими островами, является закрытое акционерное общество "Морская Компания "Сахалин - Курилы". Финансово-экономические показатели компании положительные. Основная проблема компании - отсутствие на Курильских островах пассажирских причалов, способных принимать пассажирские суда, что значительно снижает эффективность работы компании.

В связи с убыточностью морских перевозок Правительство Сахалинской области осуществляет их дотирование из областного бюджета. В 2010 году на эти цели было выделено около 138 млн. руб.

Кроме внутренних морских линий, действует регулярное японо-российское паромное сообщение, связывающие Сахалинскую область с островом Хоккайдо (Япония): Вакканай - Корсаков - Вакканай, которое было открыто в мае 1999 года. На этой линии работает специальный паром "Эйнс Соя" японской судоходной компании "Хато Рандо Фэрри".

Главным звеном, связывающим Сахалин с материком, является морская железнодорожная паромная переправа "Ванино - Холмск", на которой работают 4 парома, нормативный срок службы одного из них истекает в 2010 году, последнего - в 2017 году.

В целях продления сроков службы паромов ОАО "Сахалинское морское пароходство" осуществляет реализацию ведомственной программы по их реконструкции и модернизации, что позволит эффективно эксплуатировать паромы до 2025 года.

В рамках Федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 N 480, предусмотрено строительство двух автомобильно-железнодорожных паромов нового поколения, со сроком реализации в 2011 - 2013 годах.

В срочной реконструкции нуждается и эксплуатирующийся с 1973 года береговой паромный комплекс в морском торговом порту Холмск. Первая очередь паромного комплекса (причал N 4) эксплуатируется с 1973 года (более 37 лет). Вторая очередь (причал N 1) была построена и вступила в строй в 1986 году. За время эксплуатации паромного комплекса его гидротехнические сооружения значительно износились, и их техническое состояние не соответствует предъявляемым требованиям.

В 2011 году за счет средств областного бюджета предусматривается проведение проектно-изыскательских работ и подготовка проектно-сметной документации на реконструкцию береговых сооружений автомобильно-железнодорожного паромного сообщения "Ванино - Холмск" в морском порту Холмск.

Федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 N 480, предусмотрены мероприятия по ремонту и реконструкции сооружений паромного комплекса находящихся в федеральной собственности, на реализацию которых предварительно запланировано 650 млн. руб. из средств федерального бюджета.

"Узким" местом в предоставлении услуг морскими портами в достаточном объеме и наращивании их грузооборота в экспортном направлении является отсутствие развитой инфраструктуры пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, оборудование и оснащение которых является обязательством Российской Федерации.

В портах Шахтерск и Бошняково, через которые осуществляется и планируется значительное увеличение грузооборота экспортного угля, полностью отсутствует инфраструктура пунктов пропуска.

В портах Шахтерск и морском терминале Углегорск, через которые осуществляется и планируется значительное увеличение грузооборота экспортного угля, полностью отсутствует инфраструктура пунктов пропуска.

Во всех портах, кроме Холмска, Корсакова и частично Шахтерска, грузовые операции производятся на открытом рейде, что ограничивает применение судов большой грузоподъемности.

Однако и самые крупные порты Сахалина - Корсаков и Холмск также имеют ограничения по глубинам (6 - 8 метров) и параметрам акваторий, что практически исключает возможность захода под грузовые операции судов грузоподъемностью свыше 6 - 7 тысяч тонн.

Гидротехнические сооружения практически всех портов, являющиеся федеральной собственностью, имеют физический износ от 50% до 90%, что служит основным сдерживающим фактором в реализации планов по наращиванию объемов грузопереработки портов.

Основной причиной, сдерживающей развитие портов, является недостаточный уровень инвестиций, направляемых на реконструкцию и модернизацию причальных сооружений портов, что не позволяет в требуемом объеме восстанавливать основные фонды, а лишь поддерживает их в рабочем состоянии.

На Сахалине за счет средств федерального бюджета в рамках Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2011 N 293), завершена реконструкция порта Шахтерск (I этап).

Особого внимания заслуживает вопрос обеспечения надежных транспортных связей муниципальных образований Курильских островов с Сахалином и другими прибрежными регионами Дальнего Востока, а также состояние инфраструктуры в их морских терминалах. Ни в одном из портовых пунктов Курильских островов нет гидротехнических сооружений, способных принимать под обработку среднетоннажные суда рыбопромыслового, транспортного и пассажирского флотов.

Практически все операции с пассажирским и транспортным флотом осуществляются на открытых рейдах, что ведет к значительному увеличению транспортных издержек, сопряжено с большими трудностями и не обеспечивает безопасность пассажирских перевозок. Кроме того, работа морского транспорта на Курилах осложнена особенностями погодных условий, что при рейдовой обработке судов приводит к их длительным непроизводительным простоям из-за сильного волнения на море.