Наименование характеристик | Годы | 2018 г. к 2010 г., в % | |||||||
2009 (отчет) | 2010 (отчет) | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2018 | ||
(прогноз) | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Число дошкольных учреждений | 144 | 143 | 157 | 166 | 174 | 181 | 193 | 193 | 135,0 |
в них детей (тыс. чел.) | 21,0 | 21,8 | 22,1 | 22,5 | 23,4 | 24,5 | 24,9 | 25,8 | 116,7 |
Число дневных общеобразовательных учреждений | 170 | 167 | 167 | 167 | 167 | 167 | 167 | 168 | 100,6 |
в них учащихся (чел.) | 48957 | 49100 | 50000 | 50100 | 50100 | 51000 | 51000 | 52000 | 105,9 |
Число вечерних школ | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 | 13 | 100 |
в них учащихся, (чел.) | 2453 | 2200 | 2300 | 2300 | 2300 | 2400 | 2400 | 2400 | 109,1 |
Число учреждений дополнительного образования для детей | 37 | 37 | 37 | 37 | 38 | 38 | 38 | 39 | 105,4 |
в них детей | 21350 | 21380 | 21400 | 21500 | 21600 | 21750 | 21850 | 21900 | 102,4 |
Число детских домов | 7 | 7 | 7 | 7 | 6 | 6 | 6 | 6 | 85,7 |
в них детей | 410 | 408 | 420 | 420 | 420 | 420 | 420 | 420 | 102,9 |
Число специальных (коррекционных) школ-интернатов из общего числа дневных школ | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 100 |
в них детей | 399 | 401 | 410 | 410 | 410 | 410 | 410 | 410 | 102,2 |
Число учреждений начального профессионального образования | 10 | 10 | 9 | 8 | 7 | 7 | 7 | 7 | 70 |
Численность учащихся в учреждениях начального профессионального образования (чел.) | 4700 | 4600 | 4400 | 4400 | 4100 | 3300 | 3300 | 3300 | 71,7 |
Число учреждений среднего профессионального образования | 18 | 18 | 19 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 111,1 |
Численность учащихся в учреждениях среднего профессионального образования (чел.) | 8900 | 8800 | 8900 | 8800 | 8900 | 8400 | 8400 | 8400 | 95,5 |
Выпуск специалистов, человек | 2500 | 2550 | 2500 | 2550 | 2550 | 2550 | 2550 | 2550 | 102 |
Число учреждений высшего профессионального образования | 10 | 10 | 10 | 9 | 8 | 8 | 8 | 8 | 80 |
Численность студентов высших учебных заведений, человек | 15800 | 15830 | 15100 | 1500 | 14500 | 14500 | 14200 | 14000 | 88,4 |
Выпуск специалистов (чел.) | 4036 | 4000 | 4000 | 4000 | 3900 | 2800 | 2700 | 2500 | 62,5 |
Число учреждений дополнительного профессионального образования | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 100 |
Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в системе образования в Сахалинской области в ходе реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, ПНПО и увеличение бюджетных расходов на образование, остались проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс системы развития и модернизации в данной сфере отвечает запросам общества.
Необходимо целевое решение ряда проблем, сдерживающих развитие образования региона.
Основные проблемы:
- несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития области;
- нехватка дошкольных образовательных учреждений;
- недостаточное внедрение новых форм и технологий образовательного процесса, включая использование информационных и коммуникационных технологий;
- неравномерное развитие муниципальных систем образования, территориальная дифференциация уровня образования;
- старение педагогических кадров, дефицит квалифицированных педагогических и управленческих кадров (особенно остро стоит проблема кадрового обеспечения сельских школ и дошкольных образовательных учреждений);
- слабая ориентация учреждений профобразования на подготовку специалистов инженерно-технического профиля и рабочих профессий для наиболее важных отраслей экономики области;
- несовершенство системы социального партнерства, что затрудняет организацию производственного обучения и производственной практики.
Более 17% выпускников учреждений высшего профессионального образования и около 11% выпускников учреждений среднего профессионального образования не трудоустраиваются по полученной в учебном заведении специальности, а в случае трудоустройства по специальности, - не владеют современными и эффективными производственными методами.
Система образования в области, как и в России в целом, характеризуется фактическим отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности. Механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в решении вопросов образовательной политики не развиты. Также не развиты формы независимой общественной оценки качества образования.
Решение этих проблем напрямую связано с развитием системы дополнительного образования (37 учреждений дополнительного образования - 21380 детей), которая первой формирует мотивацию к выбору профессии и техническому творчеству. Задача стоит восстановить систему, которая бы позволила развивать детское художественное и научно-техническое творчество, физическую культуру и массовый спорт.
Проблема негибкости и инерционности системы образования во многом связана с проблемами дефицита и старения кадров.
Уровень обеспеченности педагогическими кадрами в системе образования в области в целом составляет 96,7%, в системе общего образования - 98%. Стаж педагогической работы свыше 20 лет имеют более 69,9% учителей (2008 г. - 65,3%); пенсионного возраста от общего числа педагогов, достигли 41,6% педагогических работников (2008 г. - 41%); еще больший процент лиц пенсионного возраста среди руководителей - 43%. Педагогических работников в возрасте до 35 лет в школах области всего 22%, а молодых специалистов со стажем работы до одного года - 3%. Из-за низкого уровня заработной платы региональная система образования становится менее привлекательной сферой профессиональной деятельности.
Понижение престижа профессии педагога является основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности.
Отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки и повышения квалификации не позволяет осуществлять развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса, и работать, используя современные образовательные технологии.
Низкая квалификация значительной части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления.
Цели:
- основной стратегической целью развития образования является внедрение механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина.
Основные задачи:
- повысить доступность качественных услуг в сфере дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования;
- обеспечить безопасность участников образовательного процесса в образовательных учреждениях, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
- совершенствовать системы профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов;