Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА (с изменениями на: 30.12.2016)


       Таблица 7. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Наименование характеристик

Годы

2018 г. к 2010 г., в %

2009 (отчет)

2010 (отчет)

2011

2012

2013

2014

2015

2018

(прогноз)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Число дошкольных учреждений

144

143

157

166

174

181

193

193

135,0

в них детей (тыс. чел.)

21,0

21,8

22,1

22,5

23,4

24,5

24,9

25,8

116,7

Число дневных общеобразовательных учреждений

170

167

167

167

167

167

167

168

100,6

в них учащихся (чел.)

48957

49100

50000

50100

50100

51000

51000

52000

105,9

Число вечерних школ

13

13

13

13

13

13

13

13

100

в них учащихся, (чел.)

2453

2200

2300

2300

2300

2400

2400

2400

109,1

Число учреждений дополнительного образования для детей

37

37

37

37

38

38

38

39

105,4

в них детей

21350

21380

21400

21500

21600

21750

21850

21900

102,4

Число детских домов

7

7

7

7

6

6

6

6

85,7

в них детей

410

408

420

420

420

420

420

420

102,9

Число специальных (коррекционных) школ-интернатов из общего числа дневных школ

5

5

5

5

5

5

5

5

100

в них детей

399

401

410

410

410

410

410

410

102,2

Число учреждений начального профессионального образования

10

10

9

8

7

7

7

7

70

Численность учащихся в учреждениях начального профессионального образования (чел.)

4700

4600

4400

4400

4100

3300

3300

3300

71,7

Число учреждений среднего профессионального образования

18

18

19

20

20

20

20

20

111,1

Численность учащихся в учреждениях среднего профессионального образования (чел.)

8900

8800

8900

8800

8900

8400

8400

8400

95,5

Выпуск специалистов, человек

2500

2550

2500

2550

2550

2550

2550

2550

102

Число учреждений высшего профессионального образования

10

10

10

9

8

8

8

8

80

Численность студентов высших учебных заведений, человек

15800

15830

15100

1500

14500

14500

14200

14000

88,4

Выпуск специалистов (чел.)

4036

4000

4000

4000

3900

2800

2700

2500

62,5

Число учреждений дополнительного профессионального образования

2

1

1

1

1

1

1

1

100




Несмотря на ряд позитивных сдвигов, произошедших в системе образования в Сахалинской области в ходе реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, ПНПО и увеличение бюджетных расходов на образование, остались проблемы, которые не позволяют говорить о том, что процесс системы развития и модернизации в данной сфере отвечает запросам общества.

Необходимо целевое решение ряда проблем, сдерживающих развитие образования региона.

Основные проблемы:

- несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития области;

- нехватка дошкольных образовательных учреждений;

- недостаточное внедрение новых форм и технологий образовательного процесса, включая использование информационных и коммуникационных технологий;

- неравномерное развитие муниципальных систем образования, территориальная дифференциация уровня образования;

- старение педагогических кадров, дефицит квалифицированных педагогических и управленческих кадров (особенно остро стоит проблема кадрового обеспечения сельских школ и дошкольных образовательных учреждений);

- слабая ориентация учреждений профобразования на подготовку специалистов инженерно-технического профиля и рабочих профессий для наиболее важных отраслей экономики области;

- несовершенство системы социального партнерства, что затрудняет организацию производственного обучения и производственной практики.

Более 17% выпускников учреждений высшего профессионального образования и около 11% выпускников учреждений среднего профессионального образования не трудоустраиваются по полученной в учебном заведении специальности, а в случае трудоустройства по специальности, - не владеют современными и эффективными производственными методами.

Система образования в области, как и в России в целом, характеризуется фактическим отсутствием ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности. Механизмы участия граждан, работодателей, профессиональных сообществ в решении вопросов образовательной политики не развиты. Также не развиты формы независимой общественной оценки качества образования.

Решение этих проблем напрямую связано с развитием системы дополнительного образования (37 учреждений дополнительного образования - 21380 детей), которая первой формирует мотивацию к выбору профессии и техническому творчеству. Задача стоит восстановить систему, которая бы позволила развивать детское художественное и научно-техническое творчество, физическую культуру и массовый спорт.

Проблема негибкости и инерционности системы образования во многом связана с проблемами дефицита и старения кадров.

Уровень обеспеченности педагогическими кадрами в системе образования в области в целом составляет 96,7%, в системе общего образования - 98%. Стаж педагогической работы свыше 20 лет имеют более 69,9% учителей (2008 г. - 65,3%); пенсионного возраста от общего числа педагогов, достигли 41,6% педагогических работников (2008 г. - 41%); еще больший процент лиц пенсионного возраста среди руководителей - 43%. Педагогических работников в возрасте до 35 лет в школах области всего 22%, а молодых специалистов со стажем работы до одного года - 3%. Из-за низкого уровня заработной платы региональная система образования становится менее привлекательной сферой профессиональной деятельности.

Понижение престижа профессии педагога является основной причиной оттока квалифицированных кадров в иные сферы деятельности.

Отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки и повышения квалификации не позволяет осуществлять развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса, и работать, используя современные образовательные технологии.

Низкая квалификация значительной части административно-управленческого персонала не позволяет осуществлять развитие системы образования на основании внедрения эффективных форм и технологий организации и управления.

Цели:

- основной стратегической целью развития образования является внедрение механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина.

Основные задачи:

- повысить доступность качественных услуг в сфере дошкольного, общего, дополнительного, профессионального образования;

- обеспечить безопасность участников образовательного процесса в образовательных учреждениях, сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

- совершенствовать системы профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов;