Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА (с изменениями на: 30.12.2016)


2.4.10. Социальная защита населения


Система социальной защиты населения Сахалинской области состоит из 18 районных управлений и отделов социальной защиты и 25 областных государственных учреждений социального обслуживания.

На территории региона порядка 200 тыс. человек, относящихся к различным категориям населения, получают пособия, компенсации, ежемесячные денежные выплаты, дотации, субсидии, государственную социальную помощь и иные социальные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Сахалинской области. Жителям области предоставляется около 70 видов выплат и льгот. Кроме того, реализуется ряд областных целевых программ в сфере социальной защиты. С 1 января 2014 года реализуется государственная программа Сахалинской области "Социальная поддержка населения Сахалинской области на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 31.05.2013 N 279.

(в ред. Закона Сахалинской области от 07.08.2014 N 45-ЗО)

По состоянию на 1 января 2011 года численность малоимущих граждан, состоящих на учете в органах социальной защиты Сахалинской области, уменьшилась на аналогичную дату предыдущего года на 31,7% и составила 35,8 тыс. чел. Существенное снижение показателя произошло за счет предоставления пенсионерам, проживающим на территории Сахалинской области, региональной социальной доплаты к пенсии.

Несмотря на ряд позитивных сдвигов и увеличение бюджетных расходов, направленных на социальную защиту, в отрасли наблюдается существенное отставание в развитии социального обслуживания. Сеть учреждений социального обслуживания населения не соответствует социальным нормам обеспеченности.

В системе социальной защиты области функционируют 25 учреждений социального обслуживания населения, из которых 10 - стационарные учреждения социального обслуживания престарелых граждан и инвалидов, 12 - специализированные учреждения социальной помощи семье и детям, полустационарное учреждение - дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий, центр социального обслуживания населения области и автономное учреждение социального обслуживания - центр медико-социальной реабилитации "Чайка".

В области обеспеченность местами в домах-интернатах соответствует нормативу, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р (более 30 мест на 10 тыс. жителей), но очередность в стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов продолжает оставаться высокой. На конец года в очереди состояло 366 чел., в том числе в психоневрологические интернаты - 246 чел., в дома-интернаты общего типа - 120 чел.

Одной из демографических тенденций последних лет является старение населения. В связи с этим возникла необходимость изменения подходов в организации работы стационарных учреждений социального обслуживания населения. Необходимо внедрение инновационных форм обслуживания, а именно строительство специального дома для одиноких престарелых граждан с наличием приспособленных квартир, лифтов, лестничных площадок, а также наличия рядом с местом проживания граждан комплекса социальных, медицинских и культурно-бытовых услуг.

В последние годы наметилась тенденция к сокращению количества безнадзорных детей, что явилось результатом целенаправленной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, усилению профилактической составляющей в работе государственных учреждений социального обслуживания семьи и детей. Для качественного предоставления указанных услуг необходимо оснащение госучреждений социального обслуживания семьи специальным оборудованием, аппаратурой и приборами, отвечающим современным требованиям технических условий.

Зарегистрировано более 29 тыс. инвалидов, нуждающихся в реабилитационных услугах, в их числе 1447 детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. На базе единственного в области реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями "Преодоление" в г. Южно-Сахалинске могут обслуживаться не более 300 детей-инвалидов в год, или не более 27%. Необходимо построить в области реабилитационный центр для инвалидов.

Одним из видов поддержки семей с детьми, проживающих в сложных климатических условиях и не имеющих возможности вывезти детей на отдых за пределы области, является предоставление оздоровительных и санаторно-оздоровительных путевок в учреждения отдыха и оздоровления на территории области.

В центре медико-социальной реабилитации "Чайка" действует отделение санаторно-курортного лечения, которое в настоящее время работает в основном в направлении детского оздоровления. Строительство крытого бассейна, легкоатлетического стадиона и спорткомплекса позволит всем детям пройти наиболее полноценный комплекс оздоровления, воспользоваться предлагаемыми услугами.

Не решена проблема бродяжничества, также вопрос по обустройству лиц без определенного места жительства. Учреждение, оказывающее социальную поддержку указанной категории граждан (областное государственное учреждение "Дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства и занятий" в г. Южно-Сахалинске), рассчитано на проживание 35 человек.

В целях реализации мер по предупреждению бродяжничества и социальной поддержки бездомных граждан в области необходимо создание центров социальной адаптации лиц без определенного места жительства и занятий.

В целях реализации указанных мероприятий была принята долгосрочная целевая программа "Комплексное развитие системы социальной защиты населения Сахалинской области на 2010 - 2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 23.09.2010 N 455. С 1 января 2014 года введена в действие государственная программа Сахалинской области "Социальная поддержка населения Сахалинской области на 2014 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 31.05.2013 N 279.

(в ред. Закона Сахалинской области от 07.08.2014 N 45-ЗО)

Основные проблемы:

- недостаточно развитая материально-техническая база;

- высокий уровень износа основных средств (автотранспорт, технологическое, реабилитационное и медицинское оборудование);

- нарушение норм размещения проживающих (большинство учреждений располагаются в приспособленных зданиях, не имеют ограждений и благоустроенных территорий);

- отсутствие качественных государственных социальных услуг.

Цели:

- оказание населению необходимой помощи путем обеспечения его качественными социальными услугами и реализация мер социальной поддержки граждан.

Основные задачи:

- повысить эффективность функционирования системы социальной защиты, а также развивать сеть учреждений социального обслуживания и укреплять их материально-техническую базу.

Основные мероприятия:

- разработка и принятие законов и иных нормативных правовых актов о системе мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и об оказании социальной помощи в области;

- разработка стандартов качества социальных услуг на основе национальных стандартов;