Московская область является регионом с одной из самых высоких диверсификаций образовательных программ (в среднем в регионах реализуется до трети общего числа направлений подготовки, в Московской области - более половины).
На территории Московской области действует мощная система профессионального образования, включающая в себя высшее, среднее, начальное и дополнительное профессиональное образование и представленная 371 учреждением. Из них: 171 высшее учебное заведение (далее - вуз) (с учетом филиалов), в числе которых: федеральных - 82, негосударственных - 77, областных - 11 (с учетом филиалов).
Современное состояние региональной системы профессионального образования характеризуются:
сохранением сети учебных заведений профессионального образования;
появлением нового опыта в деятельности образовательных учреждений;
расширением спектра специальностей и профессий;
увеличением доли выпускников системы НПО, получающих повышенные разряды;
увеличением подготовки взрослого населения;
увеличением трудоустройства выпускников;
внедрением в образовательный процесс информационных технологий.
В то же время необходимо констатировать, что для системы профессионального образования Московской области характерно наличие ряда проблем, в том числе несоответствие структуры подготовки кадров изменяющимся потребностям рынка труда в условиях становления инновационной экономики.
К основным проблемам относятся:
отсутствие обоснованных прогнозов потребностей рынка труда в квалифицированных кадрах, что не позволяет обеспечить опережающее образование;
резкое отставание темпов обновления материально-технической базы от требований научно-технического прогресса и даже от темпов технического перевооружения отраслей экономики, для которых подготавливаются кадры (средний возраст учебных зданий составляет 30 лет, износ зданий - 56 процентов и более, износ оборудования и учебной техники, особенно сельскохозяйственной, составляет от 60 до 80 процентов);
дисбаланс между тем, каких и сколько специалистов и рабочих выпускают образовательные учреждения и тем, что требуется экономике Московской области;
падение престижа рабочего, техника, инженера;
низкий уровень социальной поддержки педагогов;
увеличение числа подростков с отклонениями в физическом и умственном развитии, что создает сложности в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров.
В целях преодоления деструктивных процессов в сфере образования, повышения эффективности работы по подготовке рабочих кадров и специалистов в соответствии с потребностями рынка труда Московской области необходимо:
создать модель по формированию системы среднесрочного прогнозирования кадровых потребностей Московской области для приведения в соответствие рынка труда и рынка образовательных услуг;
разработать и внедрить эффективные механизмы сетевого взаимодействия системы профессионального образования с активным привлечением работодателей и бизнес-сообществ;
создать эффективную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров;
разработать стратегию повышения инвестиционной привлекательности учреждений профессионального образования.
Все вышеизложенное определило выбор направлений реализации Программы и перечень программных мероприятий.