Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ АВИАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА АЛТАЙСКОГО КРАЯ" НА 2011 - 2014 ГОДЫ (с изменениями на: 02.12.2014)

2. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Аэропорт города Барнаула действует с 1967 года. Основная часть зданий, сооружений, техники, транспорта эксплуатируется со времени основания аэропорта. Недостаточное финансирование (на развитие направляются только собственные средства предприятия) не позволяет кардинально модернизировать материальную базу. По причине небольшого объема оказываемых услуг и кризиса в 2009 году, значительных затрат на содержание аэродрома прибыль предприятия на протяжении ряда лет оставалась низкой: в 2006 г. - 29600 тыс. руб.; в 2007 г. - 53400 тыс. руб.; в 2008 г. - 16900 тыс. руб.; в 2009 г. - 14200 тыс. руб. Указанные средства направлялись только на решение текущих задач, связанных с обеспечением безопасности полетов, авиационной безопасности, с выполнением требований контролирующих органов, сертификацией, лицензированием.

В 1995 году аэропорту города Барнаула присвоен статус международного, однако до сих пор обслуживание пассажиров международных авиарейсов осуществляется во временно оборудованных, неприспособленных помещениях здания аэровокзала (международного сектора), небольших по площади и не отвечающих современным требованиям. Международный сектор работает в стесненных условиях по реверсивной схеме (обслуживание только прибывающих или только отправляющихся рейсов), отсутствуют помещения для VIP-пассажиров, маломобильных групп, что не соответствует современным требованиям к международным аэропортам, не обеспечивает комфортных условий для авиапассажиров и перевозчиков и, как следствие, снижает спрос на услуги аэропорта. Из-за реверсивной схемы примерно вдвое снижается эффективность обслуживания воздушных судов.

Самым значительным проектом, реализованным за последнее время, стала реконструкция зала прилета пассажиров внутренних линий аэропорта города Барнаула в 2007 - 2008 гг., для чего были привлечены кредитные средства в размере 25000 тыс. руб. и оказана государственная поддержка из краевого бюджета в виде субсидирования части банковской процентной ставки. Осуществление данного проекта позволило вывести зону прибытия пассажиров из здания аэровокзала, увеличить пропускную способность аэропорта, повысить уровень обслуживания пассажиров благодаря применению современного оборудования и расширению перечня предоставляемых услуг.

Для существенного повышения конкурентоспособности необходимо модернизировать материальную базу аэропорта, что связано со значительными затратами средств и возможно лишь с помощью государственно-частного партнерства. В первую очередь, требуется реконструкция аэродромного комплекса и строительство международного вокзала. Эти мероприятия могут быть выполнены с привлечением средств федерального и краевого бюджетов, а также средств инвесторов. Аэродромный комплекс является федеральной собственностью, поэтому его реконструкция предполагает финансирование из федерального бюджета. На модернизацию других объектов предприятие будет использовать собственные средства, в зависимости от полученных доходов (в том числе с использованием кредитования).

В 1992 году общий объем пассажиропотока Барнаульского государственного авиационного предприятия составлял порядка 600 тыс. человек в год, из которых на долю аэропорта г. Бийска приходилось около 100 тыс. человек. В настоящее время пассажиропоток составляет немногим более 300 тыс. человек в год. С целью обеспечения роста авиаперевозок аэропорт Барнаула имени Г.С.Титова должен осуществлять прием всех основных типов воздушных судов российских и зарубежных авиакомпаний. Для этого требуется решить следующие первоочередные задачи:

реконструкция искусственной взлетно-посадочной полосы (удлинение и замена асфальтобетонного покрытия с укладкой внутренних дренажных водоотводящих устройств по современной технологии);

расширение перрона до 16 мест стоянки для воздушных судов;

строительство в аэропорту нового международного терминала (пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации), оборудованного в соответствии с нормативными требованиями и позволяющего обеспечить для пассажиров максимальный уровень сервиса;

приобретение современной, как правило дорогостоящей, спецтехники, используемой при обслуживании воздушных судов, пассажиров, грузов;

расширение площадей VIP-зоны в здании аэровокзала;

ремонт номеров в гостинице при аэропорте (обустройство номеров класса люкс);

переоборудование помещений аэровокзала, обустройство привокзальной площади.

Решение вышеуказанных проблем предполагает применение программного метода и привлечение средств краевого и федерального бюджетов и частных инвестиций. Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей программой, включает строительство и реконструкцию аэропортового комплекса, удовлетворение спроса населения региона на авиаперевозки, улучшение сервиса и качества обслуживания пассажиров и авиакомпаний в аэропорту города Барнаула. Использование воздушных судов АКГУП "Алтайские авиалинии" позволит оперативно решать задачи по предотвращению и ликвидации природных и техногенных катастроф, оказывать медицинскую помощь населению и осуществлять дополнительный контроль за сохранностью лесного массива Алтайского края.