В 2006 - 2009 годах в рамках Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" областной целевой программы "Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006 - 2010 годы и на период до 2015 года" улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов, при поддержке за счет средств областного, федерального и местных бюджетов более 450 молодых семей, жителей Сахалинской области. За эти годы выросло число муниципальных образований, на территории которых реализуются мероприятия подпрограммы. В 2007 году таких муниципальных образований было 3, в 2009 - 17, для участия в 2011 году готовы 19 муниципальных образований.
Объем средств консолидированного бюджета, предусматриваемых на выполнение мероприятий подпрограммы, увеличился с 64,3 млн. рублей в 2007 году до 86,4 млн. рублей в 2009 году. В Сахалинскую область для поддержки мероприятий по реализации подпрограммы было привлечено 69,7 млн. рублей из федерального бюджета.
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос, который является для банковского учреждения необходимым при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в области. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан, проживающих на территории Сахалина и Курильских островов, позволит сформировать экономически активный слой населения.
Необходимость устойчивого функционирования системы, направленной на улучшение жилищных условий молодых семей, определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения их жилищной проблемы, поскольку эта проблема:
- является одной из приоритетных при формировании областных целевых программ и ее решение позволит обеспечить улучшение жилищных условий и качества жизни молодых семей;
- не может быть решена в пределах одного финансового года и требует бюджетных расходов в течение нескольких лет;
- носит комплексный характер и ее решение окажет влияние на рост социального благополучия и общее экономическое развитие.
Вместе с тем применение программно-целевого метода к решению поставленных Программой задач сопряжено с определенными рисками.
Так, в процессе реализации Программы возможны отклонения в достижении результатов в связи с формированием негативных тенденций на рынке жилья, например, в связи с непрогнозируемым ростом цен на строительные материалы и готовое жильё на вторичном рынке, повышение арендных платежей за пользование землёй.
Для снижения указанного риска целесообразно при формировании закона Сахалинской области об областном бюджете на очередной финансовый год уточнять показатели (прогноз) роста цен на жильё и строительные материалы и на основании этих данных корректировать объёмы финансирования настоящей Программы.
Также одним из основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы, является факт, что мероприятия, реализуемые в соответствии с настоящей Программой, не будучи увязанными в единую систему, не дадут должного эффекта и могут привести к несогласованности действий, связанных с развитием отдельных направлений в сфере решения проблемы для молодых семей островного региона.