Методика расчета целевых показателей и индикаторов областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Свердловской области" на 2009-2015 годы
Настоящая методика определяет порядок расчета значений целевых показателей и индикаторов областной целевой программы "Экология и природные ресурсы Свердловской области" на 2009-2015 годы. Значение целевых показателей и индикаторов рассчитываются в следующем порядке:
Показатель 1. Обеспечение ежегодной нейтрализации кислых шахтных вод, поступающих в бассейны рек Тагил и Чусовая из шламонакопителей (недействующих) рудников на территории Кировградского городского округа и городского округа Дегтярск.
Значение показателя определяется расчетным методом путем установки в отделении приготовления известкового молока лотка Вентури, в котором производится измерение величины рН и расхода шахтных вод. Измерения передаются в отделение приготовления известкового молока и заносятся в журнал учета.
Значение показателя объема подачи известкового молока определяется по показателям рН среды до нейтрализации в лотке Вентури и после нейтрализации в лотке за ершовым смесителем.
Показатель 2. Число случаев чрезвычайных ситуаций, связанных с обращением отходов производства и потребления.
Мероприятия Программы направлены на предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных с обращением отходов производства и потребления. Выполнение работ считается эффективным только при отсутствии таких ситуаций, следовательно, эффективность выполнения мероприятий, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных с предотвращением загрязнения источников питьевого водоснабжения кислыми шахтными водами, можно оценить с помощью величины предотвращенного экологического ущерба.
Предотвращенный экологический ущерб от загрязнения вод представляет собой оценку в денежной форме возможных (расчетных) отрицательных последствий водным ресурсам, которые в рассматриваемый период времени удалось избежать (предотвратить) в результате проведения комплекса организационно-экономических, контрольно-аналитических и технико-технологических мероприятий по охране водной среды.
В соответствии с порядком определения платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", расчет предотвращенного ущерба производится по сверхлимитным ставкам, которые определяются путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы сбросов загрязняющих веществ над установленными лимитами и умножения на пятикратный повышающий коэффициент.
Нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, установлены в 2003 году постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления", и применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы и индекс-дефлятор.
Расчет предотвращенного экологического ущерба считается по формуле:
Упр = (Мзвдо - Мзвпосле) х Пзв х К э х Jд, рублей, где
Мзвдо, Мзвпосле - масса сброса загрязняющих веществ в водный объект до и после очистки соответственно, тонн;
Пзв - норматив платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, руб/тонн;
Кэ - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния водных объектов по бассейнам основных рек;
Jд - индекс-дефлятор, устанавливаемый Минэкономразвития Российской Федерации на рассматриваемый период.
Величина предотвращенного ущерба ежегодно составляет около 4 млрд. рублей.
Показатель 3. Число случаев чрезвычайных ситуаций на базе хранения монацитового концентрата в Муниципальном образовании Красноуфимский округ.
Выполнение работ по обеспечению радиационной и пожарной безопасности на базе хранения монацитового концентрата в Муниципальном образовании Красноуфимский округ считается эффективным только при отсутствии чрезвычайных ситуаций, следовательно, эффективность выполнения мероприятий, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, можно оценить с помощью величины предотвращенного экологического ущерба. В соответствии с паспортом безопасности радиационно опасного объекта в случае возникновения чрезвычайной ситуации возможное количество населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятельности с учетом воздействия вторичных факторов поражения и вредного воздействия на окружающую среду, составит 558 человек, а величина возможного ущерба составит 227,7 млн. рублей.
Показатель 4. Снижение годовой эффективной дозы облучения персонала, работающего в областном государственном учреждении "Уралмонацит".
Контроль индивидуальных доз облучения персонала филиала областного государственного учреждения "УралМонацит" ведется с помощью индивидуальных дозиметров марки ТЛД. Работники обязаны во время рабочего дня иметь дозиметр при себе, он крепится с помощью специального зажима на верхнюю спецодежду. Ежеквартально дозиметры организованно сдаются на поверку для определения квартальной дозы облучения каждого работника в лабораторию радиационного контроля. По результатам поверки индивидуальных дозиметров выдается протокол результатов индивидуального дозиметрического контроля персонала.
По итогам работы за год на основании квартальных протоколов в областном государственном учреждении "УралМонацит" рассчитывается годовая доза облучения каждого работника и средняя годовая доза облучения персонала, которая фиксируется в годовом отчете по радиационной безопасности и в радиационно-гигиеническом паспорте областного государственного учреждения "УралМонацит" за соответствующий год.
Показатель 5. Обеспеченность жителей муниципальных образований, отнесенных к муниципальным образованиям в Свердловской области с наиболее неблагополучной экологической обстановкой, постами мониторинга атмосферного воздуха (количество жителей на один пост).
К 2009 году в городах Свердловской области, отнесенных к муниципальным образованиям в Свердловской области с наиболее неблагополучной экологической обстановкой, установлено 10 автоматических станций контроля за загрязнением атмосферного воздуха, обеспеченность жителей системами мониторинга составляет 268,23 тыс. человек на 1 станцию.
В результате выполнения мероприятий Программы к 2015 году планируется изготовить и установить еще 5 автоматических станций, их количество будет доведено до 15. Обеспеченность жителей городов Свердловской области, отнесенных к муниципальным образованиям в Свердловской области с наиболее неблагополучной экологической обстановкой, системами мониторинга составит 178,82 тыс. человек на 1 станцию.
В то же время для эффективного обеспечения населения системами мониторинга в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86 "Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов" необходимо установить как минимум 26-27 автоматических станций контроля за загрязнением атмосферного воздух, из расчета 1 станция на 100 тыс. жителей.
Показатель 6. Количество обустроенных источников (нарастающим итогом) нецентрализованного водоснабжения с привлечением средств областного бюджета.
Значение показателя рассчитывается на основе заключенных соглашений о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов) на обустройство источников нецентрализованного водоснабжения.