Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА 2011 - 2016 ГОДЫ (с изменениями на: 09.09.2016)


2. Реализация Территориальной программы государственных гарантий


В реализации Территориальной программы государственных гарантий в крае участвует 208 учреждений, 175 из которых работают в систем ОМС, в том числе 157 государственной и муниципальной форм собственности, 2 - федеральной собственности, 4 собственности других ведомств и 12 негосударственных учреждений здравоохранения.

Стоимость Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Алтайского края бесплатной медицинской помощи на 2010 год утверждена в сумме 13332860,6 тыс. руб., в том числе:

- по консолидированному бюджету - 5130700,0 тыс. руб. (38,5%),

- по средствам ОМС - 8202160,6 тыс. руб. (61,5%).

Финансовое обеспечение Территориальной программы осталось практически на уровне прошлого года: увеличение произошло на 5500,0 тыс. рублей (в части бюджетных обязательств) или на 0,04% от общей суммы программы.

В соответствии со стоимостью Территориальной программы норматив расходов на одного жителя утвержден в сумме 5550 руб. (в 2009 г. - 5538 руб.) при федеральном нормативе 7633,4 руб., в том числе:

- из средств бюджета - 2055 рублей (в 2009 г. - 2043 руб.) при федеральном нормативе - 3573,8 руб.;

- из средств ОМС - 3495 руб. (в 2009 г. - 3495) при федеральном нормативе - 4059,6 руб.

Вместе с тем, расчетная стоимость Территориальной программы на 2010 год составила 22426056,6 тыс. руб., в том числе:

- по консолидированному бюджету - 10772309,3 тыс. руб.;

- по средствам ОМС - 11653747,3 тыс. руб.

Дефицит программы 2010 года составил 9093196,0 тыс. руб. или 40,5%; в том числе по бюджету - 5641609,3 тыс. руб. (52,4%), по ОМС - 3451586,7 тыс. руб. (29,6%).

Дефицит финансирования Территориальной программы сложился в связи с резким (в 1,7 раза) увеличением федеральных нормативов финансовых затрат на одного жителя (с 4503 руб. в 2008 году до 7633,4 руб. в 2009 - 2010 годах), что значительно превышает уровень инфляции.

Финансовый дефицит Территориальной программы частично компенсируется из средств, реализуемых в краевых целевых и ведомственных программах в области здравоохранения. Так, в 2010 году реализуется 12 краевых, ведомственных и межведомственных программ на общую сумму 160,5 млн руб., что составляет 1,5% от стоимости ТПГГ.

К положительным структурным изменениям, происшедшим в основных секторах оказания медицинской помощи в 2009 г. в рамках программы государственных гарантий, можно отнести:

1. Существенный рост объемов помощи, оказываемой в дневных стационарах в сравнении с 2009 г., в целом произошел на 21,4%, в рамках программы ОМС - на 33,5%.

2. Рост объемов амбулаторно-поликлинической помощи в целом на 4,0%, в рамках программы ОМС на 26,8%.

3. Снижение объемов помощи, оказываемой в круглосуточных стационарах сельских ЛПУ (в целом - на 12,9%, в рамках ОМС - на 16,3%).

4. По объемам скорой медицинской помощи планируется к 2012 г. выйти на федеральный норматив. Рост объемов скорой медицинской помощи на селе - на 16,3% и некоторое снижение (на 1,7%) в городах.

Вместе с тем, в системе здравоохранения края остаются существенные диспропорции в структуре оказания основных видов медицинской помощи, к которым следует отнести:

1. Продолжающийся (в целом по краю) рост объемов круглосуточной стационарной помощи (всего на 27,6%, по ОМС - на 44,3%);

2. Недовыполнение объемов помощи, оказываемой в дневных стационарах (всего на 15,7%, по ОМС - на 18,0%);

3. Значительное превышение объемов скорой медицинской помощи в городах (на 31,3%) при недостаточной доступности СМП на селе (недовыполнение норматива на 13,0%).

Существенно более высокий, чем в РФ и СФО уровень заболеваемости и полинозологический характер патологии населения Алтайского края, обусловленный длительным воздействием специфических техногенных факторов, требует, чаще всего, стационарных видов лечения. Повышенная потребность в круглосуточной стационарной помощи обусловлена также высоким удельным весом сельского населения, так как оказание помощи жителям отдаленных сел в дневных стационарах ЦРБ в настоящее время чаще всего невозможно. В связи с изложенным, истинная потребность населения края в стационарной помощи превышает федеральные нормативы, определенные программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации. К 2013 г. превышение федеральных нормативов по объемам медицинской помощи в круглосуточных стационарах края останется на уровне 10,3% при расчетной потребности 3,13 койко-дня на 1 жителя.

Приведение объемных показателей в основных секторах оказания медицинской помощи к федеральным нормативам (за исключением объемов стационарной помощи) позволит увеличить их стоимостные показатели и снизить финансовый дефицит Территориальной программы государственных гарантий на 8 - 10%.

Вместе с тем, полностью ликвидировать финансовым дефицит Территориальной программы к 2013 году не удастся в связи с его высоким объемом.