Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА 2011 - 2016 ГОДЫ (с изменениями на: 09.09.2016)


4. Первичная медико-санитарная помощь, в том числе сельскому населению


Основным звеном первичной медико-санитарной помощи является амбулаторно-поликлиническая помощь, представленная 186 поликлиниками и поликлиническими отделениями. В составе ЦРБ работает 151 врачебная амбулатория. В составе поликлиник организована участковая служба, приемы узких специалистов, открыты отделения профилактики, Центры здоровья, дневные стационары. Диагностические отделения обеспечивают проведение флюорографического, рентгенологического, электрокардиографического, ультразвукового исследования и клиническую лабораторную диагностику.

На базе краевых специализированных учреждений и диспансеров, межмуниципальных амбулаторных центров организована специализированная амбулаторная медицинская помощь по профилям: кардиология, акушерство, онкология, наркология, психиатрия, фтизиатрия, дерматовенерология и другим специализированным профилям.

Консультативно-диагностическая помощь оказывается на уровне 3 краевых специализированных клинико-диагностических центров, куда больные поступают по направлениям амбулаторно-поликлинических учреждений, в том числе с использованием дистанционной записи.

В течение ряда лет объемы амбулаторной помощи в крае были ниже федерального норматива. Так, в 2009 г. на 1 жителя приходилось 9,340 посещения. Если в городской местности на 1 жителя приходилось 10,5 посещений, то доступность в сельской местности была существенно ниже - 5,6 посещения. Это связано со структурой сельского здравоохранения, где основная масса амбулаторных учреждений представлена ФАПами. Укомплектованность врачебными кадрами в поликлиническом звене по краю составляет 63,96%, в том числе на селе - 68,1%, по краевым учреждениям - 54,1%. Несмотря на более высокую укомплектованность амбулаторно-поликлинических учреждений в сельской местности, нагрузка на 1 занятую врачебную должность в селе остается ниже нормативной, что и определяет более низкую доступность первичной медико-санитарной помощи на селе.

Выявление большого количества заболеваний при проведении дополнительной диспансеризации в 2006 - 2007 гг., особенно в начале ее проведения, стало следствием низкой доступности первичной медицинской помощи и, в первую очередь, сельскому населению, так и низкого качества работы первичного звена здравоохранения. Так, если в 2005 г. рост первичной заболеваемости взрослого населения к 2004 г. в целом по краю составил 0,3%, то в 2006 (к уровню 2005 г.) - уже 5,9%. У осмотренных в 2009 г. показатель вновь выявленных заболеваний составил 865,9 на 1000 осмотренных, что выше, чем при проведении дополнительной диспансеризации в 2007 г. (802,7 промилле) на 7,9%. Показатели вновь выявленной патологии у контингентов, проходящих дополнительную диспансеризацию, значительно превышают показатели по обращаемости и не имеют тенденции к снижению.

В структуре вновь выявленной патологии при проведении дополнительной диспансеризации в 2009 г. преобладали 5 классов заболеваний.

I-е место - болезни системы кровообращения - 19,7% от всей вновь выявленной патологии (выявляемость 171,0 <12> - выше, чем по обращаемости (62,8) в 2,7 раза);

     ________________

<12> На 1 тыс. осмотренных.

II-е место - болезни мочеполовой системы - 19,2% от всей вновь выявленной патологии (выявляемость 166,7 - выше, чем по обращаемости (120,0) на 38,9%);

III-е место - болезни эндокринной системы и нарушения обмена веществ - 19,1% от всей вновь выявленной патологии (выявляемость 191,1 - выше, чем по обращаемости (25,9) в 7,4 раза);

IV-е место - болезни глаз - 10,3% от всей вновь выявленной патологии (выявляемость 89,3 (50,3) - в 1,8 раза).

V-е место - болезни костно-мышечной системы - 8,8% от всей вновь выявленной патологии (выявляемость 76,4 - выше, чем по обращаемости (62,3) на 22,6%).

В связи с отмеченным, важнейшим аспектом деятельности системы здравоохранения края является диспансеризация как ведущий метод вторичной профилактики.

Анализ деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений показал, что причиной обращения населения в ЛПУ в 80% случаев являются обращения за медицинской помощью по поводу заболеваний, а не с профилактической целью. Это свидетельствует о высокой пораженности населения заболеваниями и слабой профилактической направленности амбулаторно-поликлинических учреждений.

Таким образом, это говорит о необходимости расширения профилактической работы ЛПУ.

В 2011 - 2012 гг. планируется:

- увеличить объемы оказываемой медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях на 3,8% и довести до уровня 9,7 посещений на 1-го жителя края;

- увеличить долю посещений в учреждения здравоохранения с профилактической целью до 30%, в том числе за счет проведения дополнительной диспансеризации работающих, предварительных и периодических профилактических осмотров, осмотров декретированных контингентов населения;

- улучшить работу участковой службы с учетом критериев работы участкового врача-терапевта, врача-педиатра участкового, врача общей практики и медицинских сестер названных врачей, "Паспорта врачебного участка", утвержденных приказами Минздравсоцразвития РФ;

- увеличить объем патронажных посещений, включая подворовые обходы с целью осведомления о состоянии здоровья приписного населения;

- обеспечить рост активных посещений до 20%, в том числе к маломобильным пациентам;

- продолжить развитие стационарозамещающих организационных форм, включая стационары на дому, кабинеты амбулаторной хирургии;

- расширить выездные формы работы краевых учреждений;

- совершенствовать организацию неотложной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях.

С целью предупреждения обострения хронических заболеваний в период экстремальных погодных условий активизировать работу по диспансерному наблюдению пациентов с хроническими заболеваниями, а осуществлять обучение населения навыкам само- и взаимопомощи.

Указанные мероприятия позволят обеспечить выявляемость заболеваний на ранних стадиях, в том числе социально значимых, что отразится на динамике общей заболеваемости.

Кроме того, своевременное выявление заболеваний на ранних стадиях повлечет за собой снижение инвалидизации населения и уровня преждевременной смертности, в первую очередь в трудоспособном возрасте (таблица - показатели реализации Программы модернизации на 2011 - 2012 гг.).