Недействующий

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Администрации Алтайского края от 3 июня 2013 года N 279
____________________________________________________________________

АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 января 2011 года N 29

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2011 году"

Истек срок действия.

{Наименование изложено в редакции постановления Администрации края от 24 августа 2011 года N 472.}

{Изменения:
1. постановление Администрации края от 22 июня 2011 года N 339;
2. постановление Администрации края от 24 августа 2011 года N 472;
3. постановление Администрации края от 25 августа 2011 года N 474;
4. постановление Администрации края от 12 декабря 2011 года N 726.
}

{Новая редакция с изменениями от 12 декабря 2011 года.}

В целях улучшения ситуации на рынке труда Алтайского края в 2011 году, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (в редакции от 27.12.2010 N 1143) и в соответствии с постановлением Администрации края от 11.07.2011 N 367 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации" постановляю {в редакции постановления Администрации края от 24 августа 2011 года N 472.}:

1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2011 году" (прилагается) {в редакции постановления Администрации края от 24 августа 2011 года N 472.}.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Бессарабова Д.В.

Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Алтайского края
от 27.01.2011 N 29

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2011 году"


{Наименование изложено в редакции постановления Администрации края от 24 августа 2011 года N 472.}

ПАСПОРТ долгосрочной целевой программы "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2011 году"


{Наименование изложено в редакции постановления Администрации края от 24 августа 2011 года N 472.}

Наименование
 программы

долгосрочная целевая программа  "Дополнительные  меры  по снижению напряженности  на  рынке  труда  Алтайского края в 2011 году" (далее - "Программа") {в редакции постановления Администрации края от 24 августа 2011 года N 472 .}

Основание для
 разработки программы

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

 постановление Правительства Российской Федерации  от 14.12.2009 N 1011  "О  предоставлении  в  2011  году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию  дополнительных мероприятий, направленных на снижение  напряженности на рынке труда субъектов  Российской  Федерации"  (в редакции от 27.12.2010 N 1143)

Государственный
 заказчик программы

Администрация Алтайского края

Наименование
 уполномоченного
 органа
 исполнительной
 власти

управление Алтайского  края  по  труду  и  занятости населения

Цель программы

улучшение ситуации на рынке труда Алтайского края

Задачи программы

подготовка  и  перераспределение  трудовых ресурсов путем их трудоустройства в развивающихся  отраслях экономики,  в  том  числе  в  рамках  модернизации производства и реализации инвестиционных проектов;

 повышение  профессионального  уровня женщин, работающих во вредных и тяжелых  условиях  труда,  с целью их вывода с  вредного  производства, а также женщин, находящихся в отпуске по уходу  за  ребенком до трех  лет,  планирующих  возвращение  к  трудовой деятельности;

 поддержание необходимого уровня занятости населения в монопрофильных населенных пунктах;

 адаптация выпускников  профессиональных образовательных учреждений на рынке труда;

 повышение  уровня  занятости  инвалидов,  родителей, воспитывающих  детей-инвалидов, многодетных родителей;

 развитие малого предпринимательства и  самозанятости безработных граждан

Показатели результативности
 {в редакции постановления Администрации края от 24 августа 2011 года N 472 .}

сдерживание роста уровня регистрируемой  безработицы (не выше 3,2% от численности экономически  активного населения  края  в  среднем  за  период), снижение коэффициента напряженности на рынке труда (не  более 5,3 незанятого гражданина на 1 вакансию ), привлечение к участию в дополнительных мероприятиях 9306 человек
 {Позиция изложена в редакции:
 1. постановления Администрации края от 24 августа 2011 года N 472 ;

 2. постановления Администрации края от 25 августа 2011 года N 474 ;

 3. постановления Администрации края от 12 декабря 2011 года N  726 .
 }

Сроки  реализации
 программы

2011 год

Основные
 мероприятия
 программы

опережающее профессиональное обучение  и  стажировка работников,  находящихся  под  угрозой  увольнения (простой, введение  режима  неполного  рабочего времени,  проведение  мероприятий  по  высвобождению работников), работников организаций производственной сферы,  осуществляющих  реструктуризацию и модернизацию производства в  соответствии с инвестиционными проектами;

 профессиональная  переподготовка  врачей в соответствии с программой модернизации здравоохранения Алтайского края;

 опережающее профессиональное обучение  и  стажировка женщин, работающих во  вредных  и  тяжелых  условиях труда, с целью их вывода с вредного производства;

 профессиональная подготовка,  переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по  уходу  за  ребенком  до  трех  лет,  планирующих возвращение к трудовой деятельности;

 организация общественных работ, временного трудоустройства признанных в  установленном  порядке безработными  граждан  и  граждан,  ищущих работу, проживающих в монопрофильных  населенных  пунктах  с напряженной ситуацией на рынке труда;

 стажировка выпускников образовательных учреждений  в целях приобретения ими опыта работы;

 содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих  детей-инвалидов, многодетных родителей;

 содействие самозанятости безработных  граждан и стимулирование создания  безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан

Исполнители
 основных
 мероприятий
 программы

органы исполнительной власти Алтайского края;

 органы местного самоуправления (по согласованию);

 краевые государственные учреждения центры  занятости населения;

 работодатели (по согласованию)

Объемы и источники
 финансирования
 программы

общий  объем  финансирования  Программы  составляет 417,2 млн . рублей, в том числе:
 субсидия  из  федерального  бюджета  -  396,3  млн. рублей;

 средства краевого бюджета - 20,9 млн. рублей
 {в редакции постановления Администрации края от 25 августа 2011 года N 474 .}

Ожидаемые результаты
 реализации программы

обеспечение занятости после прохождения опережающего профессионального обучения 1404 работников;

 вывод с вредного производства 30 женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда;

 профессиональная подготовка 450 женщин,  находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет;

 профессиональная переподготовка 84 врача;

 создание и сохранение рабочих  мест  для  временного трудоустройства 265  граждан,  признанных  в установленном  порядке  безработными,  и   граждан, ищущих работу, - жителей  монопрофильных  населенных пунктов;

 стажировка  1100  выпускников  учреждений профессионального образования в  целях  приобретения ими опыта работы;

 содействие  трудоустройству  302 граждан  из  числа инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей;

 трудоустройство в сфере малого предпринимательства и обеспечение самозанятости 5671 безработных граждан
 {Позиция изложена в редакции:
 1. постановления Администрации края от 25 августа 2011 года N 474 ;

 2. постановления Администрации края от 12 декабря 2011 года N  726 .
 }

Контроль за
 реализацией
 программы

контроль за реализацией Программы осуществляют:
 Администрация Алтайского края;

 Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В 2010 году в Алтайском крае отмечался рост практически по всем основным социально-экономическим показателям. Индекс промышленного производства за январь - ноябрь 2010 года вырос на 21,3% к соответствующему периоду прошлого года. Выпуск продукции сельского хозяйства за январь - ноябрь 2010 года был равен 95,8% к уровню 2009 года.

За 9 месяцев 2010 года инвестиции в основной капитал, направленные на развитие экономики и социальной сферы края, составили 28,1 млрд. рублей, или 101% к соответствующему периоду предыдущего года. На территории края реализуется 23 инвестиционных проекта, 9 из них предусматривают развитие мясного и молочного животноводства, 14 проектов - развитие отраслей первичной переработки и хранения сельхозпродукции. За январь - сентябрь 2010 года введены в эксплуатацию объекты, предусмотренные 6 инвестиционными проектами. В указанной сфере с начала 2010 года заключено кредитных договоров на сумму 1,6 млрд. рублей, с учетом кредитных договоров, заключенных в прошлые годы, освоено 1,1 млрд. рублей.

В январе - сентябре 2010 года уровень среднемесячной заработной платы одного работника в Алтайском крае составил 11444 рубля. Темп роста к соответствующему периоду предыдущего года - 110,6%. Величина прожиточного минимума на душу населения по итогам III квартала составила 5543 рубля (за III квартал 2009 года - 5061 рубль). Оборот розничной торговли в январе - ноябре 2010 года вырос на 5,9% к соответствующему периоду прошлого года. За 11 месяцев 2010 года населению края было оказано платных услуг на сумму 45,2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах равно 101,3% к уровню соответствующего периода предыдущего года. Индекс потребительских цен в ноябре 2010 года по отношению к декабрю 2009 года составил 106,9%.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю численность экономически активного населения края по состоянию на 01.12.2010 составила 1308,4 тыс. человек (98,2% к соответствующему периоду прошлого года), из них были заняты экономической деятельностью 1246,4 тыс. человек (95,3% от числа экономически активного населения), 62,0 тыс. человек, или 4,7% экономически активного населения, не имели занятия и по методологии МОТ классифицировались, как безработные. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года численность занятого населения края увеличилась на 4,5%, а численность безработных (по методологии МОТ) уменьшилась на 55,8%.

В январе - ноябре 2010 года численность высвобожденных работников снизилась в 2,6 раза и составила 6,8 тыс. человек (в соответствующем периоде 2009 года - 17,7 тыс. человек).

Ситуация на регистрируемом рынке труда Алтайского края в январе - ноябре 2010 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года стабилизировалась:

численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, составила 135,6 тыс. человек, что на 28,8 тыс. человек (17,5%) меньше, чем за аналогичный период 2009 года (164,4 тыс. человек);

численность граждан, признанных безработными в течение рассматриваемого периода, составила 78,2 тыс. человек, что на 20,4 тыс. человек (20,7%) меньше, чем за соответствующий период 2009 года (98,6 тыс. человек);

количество вакансий, сведения о которых были заявлены работодателями в органы службы занятости, возросло на 6,7%: с 122,5 тыс. единиц в январе - ноябре 2009 года до 137,8 тыс. единиц в январе - ноябре 2010 года;

коэффициент напряженности на рынке труда снизился в 3,4 раза: с 19,1 незанятого гражданина на 1 вакантное место по состоянию на 01.01.2010 до 5,7 незанятого гражданина по состоянию на 01.12.2010;

численность безработных граждан снизилась с начала прошедшего года на 34,7%: с 56,5 тыс. человек по состоянию на 01.01.2010 до 36,9 тыс. человек по состоянию на 01.12.2010;

уровень регистрируемой безработицы по отношению к экономически активному населению соответственно снизился на 1,5 процентных пункта: с 4,4% по состоянию на 01.01.2010 до 2,9% по состоянию на 01.12.2010.

Несмотря на положительные тенденции, в крае сохраняются следующие факторы, негативно влияющие на ситуацию на рынке труда:

использование организациями режимов неполной занятости. По состоянию на 01.12.2010 под угрозой увольнения находилось 14,4 тыс. человек в 571 организации края;

несбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Порядка 68% безработных граждан проживает в сельских районах, при этом на данные территории приходится лишь 20,6% свободных вакансий. Среди официально зарегистрированных безработных преобладают женщины (57%). Доля безработной молодежи в возрасте 16 - 29 лет среди безработных, находящихся на учете в органах службы занятости края, составляет 21,9%, граждан, имеющих длительный (более года) перерыв в работе, стремящихся возобновить трудовую деятельность, - 16%;

большинство вакансий, сведения о которых заявляются работодателями в службу занятости населения края (около 58%), предусматривает оплату труда в размере ниже установленного прожиточного минимума;

отсутствие в 324 населенных пунктах работодателей-товаропроизводителей.

Сохраняющиеся в экономике региона проблемы оказали негативное влияние на занятость отдельных категорий лиц, испытывающих трудности в поиске работы.

В 2010 году на рынок труда края вышли более 22 тысяч выпускников системы профессионального образования очной формы обучения. Риск нетрудоустройства в 2010 году оценивался в объеме 9% (в 2009 году - 17%). Так, с июня 2010 года в органы службы занятости обратилось 3518 выпускников, что ниже аналогичного показателя предыдущего года (4306 чел.). Из них выпускники учреждений начального профессионального образования - 712 человек, учреждений среднего профессионального образования - 1277 человек, учреждений высшего профессионального образования - 1529 человек.

Численность инвалидов в общей численности граждан, признанных в установленном порядке безработными, составляет 5,7% (в январе - ноябре 2009 года - 5,6 тыс. человек, в январе - ноябре 2010 года - 4,5 тыс. человек), граждан, относящихся к категории многодетных родителей, - 0,9% (в январе - ноябре 2009 года - 789 человек, в январе - ноябре 2010 года - 721 человек) и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, - 0,04% (в январе - ноябре 2009 года - 44 человека, в январе - ноябре 2010 года - 28 человек).

Следует отметить, что возможности для трудоустройства граждан данных категорий ограничены. Одной из причин отказа работодателей в приеме на работу лиц с ограниченными возможностями является отсутствие достаточного количества рабочих мест, приспособленных для труда инвалидов.

В 2011 году прогнозируется продолжение стабилизации социально-экономической ситуации в крае.

Объем валового регионального продукта в 2011 году предположительно будет равен 104,8%. Ожидается ускоренный рост инвестиций в инновационный сектор экономики, в сельское хозяйство и высокотехнологичные проекты обрабатывающей промышленности. Инвестиционные вложения в экономику края увеличатся на 12,9% к уровню предыдущего года.

В сфере туризма продолжится реализация проекта создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" и игорной зоны "Сибирская монета". Динамичное развитие получат сопутствующие туризму платные услуги (услуги автотранспорта и связи, оздоровительные услуги, услуги по прокату, ремонту туристического снаряжения и инвентаря и другие).

Планируется осуществление ряда крупных инвестиционных проектов в приоритетных секторах экономики края. Так, в рамках проекта "Комплексное развитие Алтайского Приобья" предусмотрена реализация более 80 инвестиционных программ в области сельского хозяйства, сельхозмашиностроения, энергетики, производственной инфраструктуры. Важным событием в животноводстве края является строительство свиноводческого комплекса ООО "Алтаймясопром" (Тальменский район) мощностью 300 голов в год общей стоимостью 6 млрд. рублей. Проект признан соответствующим приоритетным направлением государственной политики в сфере развития агропромышленного комплекса Российской Федерации, в связи с чем предусмотрено открытие Государственной корпорацией "Внешэкономбанк" кредитной линии на частичное финансирование проекта.

Перевод агропромышленного комплекса на принципиально новую техническую и технологическую основу дает возможность значительно увеличить объемы производства, сократить потери продукции, повысить урожайность сельхозкультур и продуктивность животных, снизить затраты за счет экономии ресурсов. Для решения этой задачи в крае осуществляется долговременная программа технического перевооружения. На ее выполнение за шесть последних лет из различных источников привлечено более 18 миллиардов рублей, за счет которых в 2010 году приобретено 310 тракторов, 250 зерноуборочных комбайнов, 38 кормоуборочных комбайнов и другой техники на сумму более 2,6 млрд. рублей.

В рамках реализации инвестиционных проектов и в связи с запуском новых производственных мощностей в 2011 году будет создано порядка 15 тысяч новых рабочих мест, возрастет потребность в квалифицированных кадрах, имеющих навыки работы по смежным профессиям. Обеспечению внедрения новейших медицинских технологий будет способствовать программа модернизации здравоохранения Алтайского края. Соответственно для оказания высокотехнологичной и специализированной помощи в краевых лечебных учреждениях потребуется профессиональная подготовка врачей различных специальностей.

В целях развития моногородов Алейска, Заринска, Новоалтайска разрабатываются комплексные инвестиционные планы их модернизации. Общий объем инвестиционных вложений по этим проектам предусмотрен в размере более 16,5 млрд. рублей, в том числе: частные инвестиции - около 8 млрд. рублей; средства краевого бюджета - более 0,5 млрд. рублей; средства федерального бюджета - более 7,5 млрд. рублей. В результате выполнения мероприятий комплексных инвестиционных планов прогнозируется достижение следующих показателей:

в городе Алейске: увеличение объемов выпуска промышленного производства до 10 млрд. руб. в год (в 2010 году - 4,8 млрд. рублей); рост средней заработной платы к уровню 2009 года в 2 раза, что в физическом выражении равно 25,5 тыс. рублей; создание 600 дополнительных рабочих мест; снижение уровня безработицы с 3,5% до 1%;

в г. Новоалтайске: создание не менее 2 тыс. новых постоянных рабочих мест; сокращение безработицы с 4,2% до 1,3%; повышение конкурентоспособности градообразующего предприятия ОАО "Алтайвагон";

в г. Заринске: создание новых видов производств с высокой добавленной стоимостью, обеспечивающих снижение зависимости экономики города от градообразующего предприятия ОАО "Алтай-Кокс" (увеличение в 2 раза объема выпуска продукции, помимо реализуемой ОАО "Алтай-Кокс", - с 1,8 до 3,6 млрд. рублей); обеспечение роста средней заработной платы до 29 тыс. рублей (в 2 раза к уровню 2009 года); создание около 900 новых постоянных рабочих мест; сокращение уровня безработицы с 2,4% до 2%.

В 2011 году в крае прогнозируется рост среднегодовой численности занятых по сравнению с 2010 годом на 3,2 тыс. человек и снижение общей численности безработных (по методологии МОТ) на 5,3 тыс. человек. Уровень общей безработицы (к экономически активному населению) снизится на 0,4 процентных пункта. Вместе с тем данный показатель остается высоким (более 11%).

Повышению занятости населения края будет способствовать реализация краевой целевой программы "Содействие занятости населения Алтайского края" на 2010 - 2012 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 11.05.2010 N 200. Кроме того, обеспечит занятость населения максимальное замещение региональными трудовыми ресурсами иностранных работников, привлекаемых работодателями в целях осуществления ими трудовой деятельности. На основании положений Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", устанавливающих приоритетное право трудоустройства российских граждан, в 2010 году 77 работодателям было отказано в удовлетворении заявок на использование иностранной рабочей силы в отношении 2,7 тыс. иностранных граждан. В 2010 году квота на привлечение иностранных работников сокращена с 3293 до 1593 разрешений на работу.

Межведомственной комиссией Алтайского края по вопросам привлечения и использования иностранных работников принято решение о дальнейшем сокращении объемов привлечения в Алтайский край иностранной рабочей силы. С Минздравсоцразвития России согласовано предложение об утверждении размера квоты для Алтайского края на 2011 год в количестве 1240 разрешений на работу.

Вместе с тем для улучшения ситуации на рынке труда края и обеспечения эффективной занятости необходимы дополнительные меры, направленные:

на подготовку и перераспределение трудовых ресурсов путем их трудоустройства в развивающихся отраслях экономики, в том числе в рамках модернизации производства и реализации инвестиционных программ;

на повышение профессионального уровня женщин, работающих во вредных и опасных условиях труда, а также женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности;

на поддержание необходимого уровня занятости населения в монопрофильных населенных пунктах;

на приобретение опыта работы выпускниками учреждений профессионального образования;

на обеспечение занятости инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей через стимулирование создания рабочих мест;

на поддержку предпринимательской инициативы безработных граждан.

Реализация данных мероприятий будет сопровождаться мотивацией бизнеса к социально ответственному поведению на рынке труда. Постановлением Администрации Алтайского края от 30.07.2009 N 341 "О повышении социальной ответственности работодателей Алтайского края" определены критерии отнесения работодателей к категории социально ответственных, закреплен основной принцип государственной поддержки - оказание ее организациям, в полной мере соответствующим этим критериям.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»