АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2011 года N 29
Об утверждении долгосрочной целевой программы "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2011 году"
Истек срок действия.
{Наименование изложено в редакции постановления Администрации края от 24 августа 2011 года N 472.}
{Изменения:
1. постановление Администрации края от 22 июня 2011 года N 339;
2. постановление Администрации края от 24 августа 2011 года N 472;
3. постановление Администрации края от 25 августа 2011 года N 474;
4. постановление Администрации края от 12 декабря 2011 года N 726.
}
{Новая редакция с изменениями от 12 декабря 2011 года.}
В целях улучшения ситуации на рынке труда Алтайского края в 2011 году, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1011 "О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (в редакции от 27.12.2010 N 1143) и в соответствии с постановлением Администрации края от 11.07.2011 N 367 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации" постановляю {в редакции постановления Администрации края от 24 августа 2011 года N 472.}:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2011 году" (прилагается) {в редакции постановления Администрации края от 24 августа 2011 года N 472.}.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Бессарабова Д.В.
Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2011 году"
{Наименование изложено в редакции постановления Администрации края от 24 августа 2011 года N 472.}
{Наименование изложено в редакции постановления Администрации края от 24 августа 2011 года N 472.}
Наименование | долгосрочная целевая программа "Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2011 году" (далее - "Программа") {в редакции постановления Администрации края от 24 августа 2011 года N 472 .} |
Основание для | Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; |
Государственный | Администрация Алтайского края |
Наименование | управление Алтайского края по труду и занятости населения |
Цель программы | улучшение ситуации на рынке труда Алтайского края |
Задачи программы | подготовка и перераспределение трудовых ресурсов путем их трудоустройства в развивающихся отраслях экономики, в том числе в рамках модернизации производства и реализации инвестиционных проектов; |
Показатели результативности | сдерживание роста уровня регистрируемой безработицы (не выше 3,2% от численности экономически активного населения края в среднем за период), снижение коэффициента напряженности на рынке труда (не более 5,3 незанятого гражданина на 1 вакансию ), привлечение к участию в дополнительных мероприятиях 9306 человек |
Сроки реализации | 2011 год |
Основные | опережающее профессиональное обучение и стажировка работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников), работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными проектами; |
Исполнители | органы исполнительной власти Алтайского края; |
Объемы и источники | общий объем финансирования Программы составляет 417,2 млн . рублей, в том числе: |
Ожидаемые результаты | обеспечение занятости после прохождения опережающего профессионального обучения 1404 работников; |
Контроль за | контроль за реализацией Программы осуществляют: |
В 2010 году в Алтайском крае отмечался рост практически по всем основным социально-экономическим показателям. Индекс промышленного производства за январь - ноябрь 2010 года вырос на 21,3% к соответствующему периоду прошлого года. Выпуск продукции сельского хозяйства за январь - ноябрь 2010 года был равен 95,8% к уровню 2009 года.
За 9 месяцев 2010 года инвестиции в основной капитал, направленные на развитие экономики и социальной сферы края, составили 28,1 млрд. рублей, или 101% к соответствующему периоду предыдущего года. На территории края реализуется 23 инвестиционных проекта, 9 из них предусматривают развитие мясного и молочного животноводства, 14 проектов - развитие отраслей первичной переработки и хранения сельхозпродукции. За январь - сентябрь 2010 года введены в эксплуатацию объекты, предусмотренные 6 инвестиционными проектами. В указанной сфере с начала 2010 года заключено кредитных договоров на сумму 1,6 млрд. рублей, с учетом кредитных договоров, заключенных в прошлые годы, освоено 1,1 млрд. рублей.
В январе - сентябре 2010 года уровень среднемесячной заработной платы одного работника в Алтайском крае составил 11444 рубля. Темп роста к соответствующему периоду предыдущего года - 110,6%. Величина прожиточного минимума на душу населения по итогам III квартала составила 5543 рубля (за III квартал 2009 года - 5061 рубль). Оборот розничной торговли в январе - ноябре 2010 года вырос на 5,9% к соответствующему периоду прошлого года. За 11 месяцев 2010 года населению края было оказано платных услуг на сумму 45,2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах равно 101,3% к уровню соответствующего периода предыдущего года. Индекс потребительских цен в ноябре 2010 года по отношению к декабрю 2009 года составил 106,9%.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю численность экономически активного населения края по состоянию на 01.12.2010 составила 1308,4 тыс. человек (98,2% к соответствующему периоду прошлого года), из них были заняты экономической деятельностью 1246,4 тыс. человек (95,3% от числа экономически активного населения), 62,0 тыс. человек, или 4,7% экономически активного населения, не имели занятия и по методологии МОТ классифицировались, как безработные. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года численность занятого населения края увеличилась на 4,5%, а численность безработных (по методологии МОТ) уменьшилась на 55,8%.
В январе - ноябре 2010 года численность высвобожденных работников снизилась в 2,6 раза и составила 6,8 тыс. человек (в соответствующем периоде 2009 года - 17,7 тыс. человек).
Ситуация на регистрируемом рынке труда Алтайского края в январе - ноябре 2010 года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года стабилизировалась:
численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, составила 135,6 тыс. человек, что на 28,8 тыс. человек (17,5%) меньше, чем за аналогичный период 2009 года (164,4 тыс. человек);
численность граждан, признанных безработными в течение рассматриваемого периода, составила 78,2 тыс. человек, что на 20,4 тыс. человек (20,7%) меньше, чем за соответствующий период 2009 года (98,6 тыс. человек);
количество вакансий, сведения о которых были заявлены работодателями в органы службы занятости, возросло на 6,7%: с 122,5 тыс. единиц в январе - ноябре 2009 года до 137,8 тыс. единиц в январе - ноябре 2010 года;
коэффициент напряженности на рынке труда снизился в 3,4 раза: с 19,1 незанятого гражданина на 1 вакантное место по состоянию на 01.01.2010 до 5,7 незанятого гражданина по состоянию на 01.12.2010;
численность безработных граждан снизилась с начала прошедшего года на 34,7%: с 56,5 тыс. человек по состоянию на 01.01.2010 до 36,9 тыс. человек по состоянию на 01.12.2010;
уровень регистрируемой безработицы по отношению к экономически активному населению соответственно снизился на 1,5 процентных пункта: с 4,4% по состоянию на 01.01.2010 до 2,9% по состоянию на 01.12.2010.
Несмотря на положительные тенденции, в крае сохраняются следующие факторы, негативно влияющие на ситуацию на рынке труда:
использование организациями режимов неполной занятости. По состоянию на 01.12.2010 под угрозой увольнения находилось 14,4 тыс. человек в 571 организации края;
несбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Порядка 68% безработных граждан проживает в сельских районах, при этом на данные территории приходится лишь 20,6% свободных вакансий. Среди официально зарегистрированных безработных преобладают женщины (57%). Доля безработной молодежи в возрасте 16 - 29 лет среди безработных, находящихся на учете в органах службы занятости края, составляет 21,9%, граждан, имеющих длительный (более года) перерыв в работе, стремящихся возобновить трудовую деятельность, - 16%;
большинство вакансий, сведения о которых заявляются работодателями в службу занятости населения края (около 58%), предусматривает оплату труда в размере ниже установленного прожиточного минимума;
отсутствие в 324 населенных пунктах работодателей-товаропроизводителей.
Сохраняющиеся в экономике региона проблемы оказали негативное влияние на занятость отдельных категорий лиц, испытывающих трудности в поиске работы.
В 2010 году на рынок труда края вышли более 22 тысяч выпускников системы профессионального образования очной формы обучения. Риск нетрудоустройства в 2010 году оценивался в объеме 9% (в 2009 году - 17%). Так, с июня 2010 года в органы службы занятости обратилось 3518 выпускников, что ниже аналогичного показателя предыдущего года (4306 чел.). Из них выпускники учреждений начального профессионального образования - 712 человек, учреждений среднего профессионального образования - 1277 человек, учреждений высшего профессионального образования - 1529 человек.
Численность инвалидов в общей численности граждан, признанных в установленном порядке безработными, составляет 5,7% (в январе - ноябре 2009 года - 5,6 тыс. человек, в январе - ноябре 2010 года - 4,5 тыс. человек), граждан, относящихся к категории многодетных родителей, - 0,9% (в январе - ноябре 2009 года - 789 человек, в январе - ноябре 2010 года - 721 человек) и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, - 0,04% (в январе - ноябре 2009 года - 44 человека, в январе - ноябре 2010 года - 28 человек).
Следует отметить, что возможности для трудоустройства граждан данных категорий ограничены. Одной из причин отказа работодателей в приеме на работу лиц с ограниченными возможностями является отсутствие достаточного количества рабочих мест, приспособленных для труда инвалидов.
В 2011 году прогнозируется продолжение стабилизации социально-экономической ситуации в крае.
Объем валового регионального продукта в 2011 году предположительно будет равен 104,8%. Ожидается ускоренный рост инвестиций в инновационный сектор экономики, в сельское хозяйство и высокотехнологичные проекты обрабатывающей промышленности. Инвестиционные вложения в экономику края увеличатся на 12,9% к уровню предыдущего года.
В сфере туризма продолжится реализация проекта создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" и игорной зоны "Сибирская монета". Динамичное развитие получат сопутствующие туризму платные услуги (услуги автотранспорта и связи, оздоровительные услуги, услуги по прокату, ремонту туристического снаряжения и инвентаря и другие).
Планируется осуществление ряда крупных инвестиционных проектов в приоритетных секторах экономики края. Так, в рамках проекта "Комплексное развитие Алтайского Приобья" предусмотрена реализация более 80 инвестиционных программ в области сельского хозяйства, сельхозмашиностроения, энергетики, производственной инфраструктуры. Важным событием в животноводстве края является строительство свиноводческого комплекса ООО "Алтаймясопром" (Тальменский район) мощностью 300 голов в год общей стоимостью 6 млрд. рублей. Проект признан соответствующим приоритетным направлением государственной политики в сфере развития агропромышленного комплекса Российской Федерации, в связи с чем предусмотрено открытие Государственной корпорацией "Внешэкономбанк" кредитной линии на частичное финансирование проекта.
Перевод агропромышленного комплекса на принципиально новую техническую и технологическую основу дает возможность значительно увеличить объемы производства, сократить потери продукции, повысить урожайность сельхозкультур и продуктивность животных, снизить затраты за счет экономии ресурсов. Для решения этой задачи в крае осуществляется долговременная программа технического перевооружения. На ее выполнение за шесть последних лет из различных источников привлечено более 18 миллиардов рублей, за счет которых в 2010 году приобретено 310 тракторов, 250 зерноуборочных комбайнов, 38 кормоуборочных комбайнов и другой техники на сумму более 2,6 млрд. рублей.
В рамках реализации инвестиционных проектов и в связи с запуском новых производственных мощностей в 2011 году будет создано порядка 15 тысяч новых рабочих мест, возрастет потребность в квалифицированных кадрах, имеющих навыки работы по смежным профессиям. Обеспечению внедрения новейших медицинских технологий будет способствовать программа модернизации здравоохранения Алтайского края. Соответственно для оказания высокотехнологичной и специализированной помощи в краевых лечебных учреждениях потребуется профессиональная подготовка врачей различных специальностей.
В целях развития моногородов Алейска, Заринска, Новоалтайска разрабатываются комплексные инвестиционные планы их модернизации. Общий объем инвестиционных вложений по этим проектам предусмотрен в размере более 16,5 млрд. рублей, в том числе: частные инвестиции - около 8 млрд. рублей; средства краевого бюджета - более 0,5 млрд. рублей; средства федерального бюджета - более 7,5 млрд. рублей. В результате выполнения мероприятий комплексных инвестиционных планов прогнозируется достижение следующих показателей:
в городе Алейске: увеличение объемов выпуска промышленного производства до 10 млрд. руб. в год (в 2010 году - 4,8 млрд. рублей); рост средней заработной платы к уровню 2009 года в 2 раза, что в физическом выражении равно 25,5 тыс. рублей; создание 600 дополнительных рабочих мест; снижение уровня безработицы с 3,5% до 1%;
в г. Новоалтайске: создание не менее 2 тыс. новых постоянных рабочих мест; сокращение безработицы с 4,2% до 1,3%; повышение конкурентоспособности градообразующего предприятия ОАО "Алтайвагон";
в г. Заринске: создание новых видов производств с высокой добавленной стоимостью, обеспечивающих снижение зависимости экономики города от градообразующего предприятия ОАО "Алтай-Кокс" (увеличение в 2 раза объема выпуска продукции, помимо реализуемой ОАО "Алтай-Кокс", - с 1,8 до 3,6 млрд. рублей); обеспечение роста средней заработной платы до 29 тыс. рублей (в 2 раза к уровню 2009 года); создание около 900 новых постоянных рабочих мест; сокращение уровня безработицы с 2,4% до 2%.
В 2011 году в крае прогнозируется рост среднегодовой численности занятых по сравнению с 2010 годом на 3,2 тыс. человек и снижение общей численности безработных (по методологии МОТ) на 5,3 тыс. человек. Уровень общей безработицы (к экономически активному населению) снизится на 0,4 процентных пункта. Вместе с тем данный показатель остается высоким (более 11%).
Повышению занятости населения края будет способствовать реализация краевой целевой программы "Содействие занятости населения Алтайского края" на 2010 - 2012 годы, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 11.05.2010 N 200. Кроме того, обеспечит занятость населения максимальное замещение региональными трудовыми ресурсами иностранных работников, привлекаемых работодателями в целях осуществления ими трудовой деятельности. На основании положений Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", устанавливающих приоритетное право трудоустройства российских граждан, в 2010 году 77 работодателям было отказано в удовлетворении заявок на использование иностранной рабочей силы в отношении 2,7 тыс. иностранных граждан. В 2010 году квота на привлечение иностранных работников сокращена с 3293 до 1593 разрешений на работу.
Межведомственной комиссией Алтайского края по вопросам привлечения и использования иностранных работников принято решение о дальнейшем сокращении объемов привлечения в Алтайский край иностранной рабочей силы. С Минздравсоцразвития России согласовано предложение об утверждении размера квоты для Алтайского края на 2011 год в количестве 1240 разрешений на работу.
Вместе с тем для улучшения ситуации на рынке труда края и обеспечения эффективной занятости необходимы дополнительные меры, направленные:
на подготовку и перераспределение трудовых ресурсов путем их трудоустройства в развивающихся отраслях экономики, в том числе в рамках модернизации производства и реализации инвестиционных программ;
на повышение профессионального уровня женщин, работающих во вредных и опасных условиях труда, а также женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности;
на поддержание необходимого уровня занятости населения в монопрофильных населенных пунктах;
на приобретение опыта работы выпускниками учреждений профессионального образования;
на обеспечение занятости инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей через стимулирование создания рабочих мест;
на поддержку предпринимательской инициативы безработных граждан.
Реализация данных мероприятий будет сопровождаться мотивацией бизнеса к социально ответственному поведению на рынке труда. Постановлением Администрации Алтайского края от 30.07.2009 N 341 "О повышении социальной ответственности работодателей Алтайского края" определены критерии отнесения работодателей к категории социально ответственных, закреплен основной принцип государственной поддержки - оказание ее организациям, в полной мере соответствующим этим критериям.