АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 20 июня 2011 года N 331

     

Об утверждении Порядка проведения правовой и антикоррупционной экспертиз муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края



В соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", законом Алтайского края от 03.12.2008 N 122-ЗС "О Регистре муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края" и в целях организации деятельности Администрации края по проведению правовой и антикоррупционной экспертиз муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края,

постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения правовой и антикоррупционной экспертиз муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Ларина Б.В.

Губернатор
 Алтайского края
 А.Б.Карлин

     
 УТВЕРЖДЕН
постановлением
Администрации края
от 20 июня 2011 года N 331

     
ПОРЯДОК
проведения правовой и антикоррупционной экспертиз муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края

     

I. Общие положения

1. Правовая экспертиза муниципальных нормативных правовых актов (далее - "муниципальный акт"), подлежащих включению в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края (далее - "Регистр"), заключается в правовой оценке формы муниципального акта, предмета правового регулирования, компетенции органа местного самоуправления (должностного лица местного самоуправления), принявшего муниципальный акт, содержащихся в муниципальном акте норм, а также соответствия порядка его принятия и обнародования (опубликования) требованиям Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Алтайского края и уставу муниципального образования.

2. Антикоррупционная экспертиза муниципальных актов, подлежащих включению в Регистр, заключается в выявлении в них коррупциогенных факторов и их последующее устранение.

3. Повторная правовая и антикоррупционная экспертизы проводятся в следующих случаях:

принят федеральный закон или иной акт федерального законодательства по вопросу, регулируемому актом субъекта Российской Федерации;

принят закон Алтайского края или иной акт краевого законодательства по вопросу, регулируемому муниципальным актом;

внесены изменения в Устав муниципального образования, перераспределяющие полномочия органов местного самоуправления (должностных лиц местного самоуправления).

4. При поступлении в правовой департамент Администрации края муниципального акта о внесении изменений в ранее принятый муниципальный акт проводятся правовая и антикоррупционная экспертизы измененного муниципального акта.

5. Если муниципальным актом о внесении изменений в ранее принятый муниципальный акт устанавливаются также новые нормы или вносятся изменения в большое количество актов, возможно проведение правовой и антикоррупционной экспертиз в отношении муниципального акта о внесении изменений.

6. Правовая и антикоррупционная экспертизы проводятся в отношении следующих муниципальных актов, подлежащих включению в Регистр:

1) муниципальные акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) муниципальные акты представительного органа муниципального образования;

3) муниципальные акты главы муниципального образования, местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования.

7. Результаты правовой и антикоррупционной экспертиз муниципальных актов отражаются в письме, содержащем сведения о результатах правовой и антикоррупционной экспертиз муниципального акта (далее - "экспертное заключение"). В случае, если в муниципальном акте выявлены положения, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Алтайского края, уставу муниципального образования, экспертное заключение направляется в соответствующий орган местного самоуправления (должностному лицу местного самоуправления).

II. Порядок проведения правовой экспертизы муниципальных актов

8. Правовая экспертиза проводится в отношении каждого муниципального акта, указанного в пункте 6 настоящего Порядка.

9. Цели, задачи и предмет правового регулирования муниципального акта должны быть проанализированы на предмет их соответствия основам конституционного строя Российской Федерации, соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина, а также рассмотрены с точки зрения соответствия полномочиям органов местного самоуправления, установленных федеральными законами и законами Алтайского края.

10. При изучении состояния правового регулирования в соответствующей сфере необходимо выявить место рассматриваемого муниципального акта среди других правовых актов, действующих в указанной сфере, и их соотношение. Прежде всего, требуется установить, во исполнение какого или в соответствии с каким федеральным законом или законом Алтайского края (иным федеральным актом или актом Алтайского края), положением устава муниципального образования принят муниципальный акт, соответствуют ли правовые основания его принятия основаниям, предусмотренным в федеральном и краевом законодательстве, уставе муниципального образования, муниципальных актах более высокой юридической силы, принятых в соответствующем муниципальном образовании. В целях изучения состояния правового регулирования анализируются как законы и подзаконные акты, так и затрагивающие соответствующие правоотношения решения Конституционного Суда Российской Федерации и иных органов судебной власти Российской Федерации, а также учитываются все изменения, внесенные ранее в федеральные, краевые и муниципальные акты.

11. При проведении правовой экспертизы муниципальных актов оценивается компетенция органа местного самоуправления (должностного лица местного самоуправления), принявшего соответствующий акт, в соответствии с основными полномочиями органов местного самоуправления, установленными Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также полномочиями, установленными специальными федеральными законами и законами Алтайского края (иными федеральными актами и актами Алтайского края), уставом муниципального образования.

12. При анализе конкретных правовых норм изучается смысл нормы, а также правовые последствия ее применения. При необходимости рассматривается несколько правовых актов, содержащих части нормы (например, диспозитивная часть и санкции могут содержаться в различных актах).

13. При анализе конкретных правовых норм могут возникать расхождения между действующими нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же правоотношения (коллизия правовых актов). В данном случае следует руководствоваться общепринятыми положениями коллизионного права.

14. В ходе правовой экспертизы оценивается соблюдение правил юридической техники - наличие набора реквизитов, построение, правильность использования юридической терминологии, а именно:

форма муниципального акта;

наименование органа (должностного лица), принявшего муниципальный акт;

название муниципального акта, в котором должен быть в краткой форме отражен предмет правового регулирования, и которое должно соответствовать его содержанию;

дата и место принятия и (или) подписания муниципального акта;

номер муниципального акта;

полное наименование должности лица, подписавшего муниципальный акт;

источник официального опубликования;

дата (срок) вступления в силу.

15. При оценке юридических терминов анализируется следующее:

употребляется ли один и тот же термин в данном муниципальном акте в одном и том же значении;

имеют ли термины общепризнанное значение;

обеспечено ли единство понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном и краевом законодательстве.

16. Признаками несоответствия муниципальных актов Конституции Российской Федерации являются:

принятие органами местного самоуправления (должностными лицами местного самоуправления) муниципальных актов и норм по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Российской Федерации, совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законодательством;

включение в муниципальный акт норм и положений, противоречащих нормам Конституции Российской Федерации;

иные признаки.

17. Признаками несоответствия муниципального акта федеральному закону или закону Алтайского края (иному правовому акту), уставу муниципального образования являются:

отсутствие правовых оснований, которые необходимы для принятия муниципального акта;

принятие муниципального акта во исполнение отмененных или признанных утратившими силу федеральных законов или законов Алтайского края (иных правовых актов), их норм, а также норм устава муниципального образования;

неправильный выбор федеральных законов или законов Алтайского края (иных правовых актов), норм устава муниципального образования, применяемых при принятии муниципального акта;

принятие муниципального акта органом местного самоуправления (должностным лицом местного самоуправления), в компетенцию которого данное полномочие не входит, либо принятие муниципального акта с превышением полномочий, предоставленных данному органу (должностному лицу);

нарушение порядка принятия муниципального акта;

иные признаки.

III. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных актов

18. Антикоррупционная экспертиза действующих муниципальных актов, подлежащих включению в Регистр, проводится при проведении их правовой экспертизы.

19. Антикоррупционная экспертиза муниципальных актов осуществляется в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - "Методика").

20. Эксперт устанавливает наличие или отсутствие всех предусмотренных Методикой коррупциогенных факторов.

21. В случае необходимости проведения анализа иных правовых актов, использованных при разработке проекта муниципального акта, а также материалов судебной или административной практики, эксперт вправе запросить у соответствующего органа местного самоуправления (должностного лица местного самоуправления) дополнительные материалы или информацию.

IV. Подготовка экспертного заключения

22. По результатам проведения правовой и антикоррупционной экспертиз составляется мотивированное экспертное заключение на бланке правового департамента Администрации края.

23. В экспертном заключении отражаются следующие сведения:

реквизиты муниципального акта;

повод (поводы) рассмотрения муниципального акта;

цели, задачи и предмет регулирования муниципального акта;

оценка компетенции принявшего муниципальный акт органа местного самоуправления (должностного лица местного самоуправления);

соответствие (несоответствие) содержания муниципального акта Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Алтайского края, уставу муниципального образования;

соответствие формы и текста муниципального акта правилам юридической техники.

24. При описании норм муниципального акта, в котором выявлены положения, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству Алтайского края, уставу муниципального образования, указываются:

1) положение (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел) муниципального акта, противоречащее федеральному законодательству, а также его содержание;

2) нарушенные положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов Алтайского края, иных федеральных актов и актов Алтайского края, устава муниципального образования (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел).

25. Если при проведении антикоррупционной экспертизы муниципального акта в его тексте не выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, в экспертном заключении делается отметка "коррупциогенных факторов не выявлено".

26. В случае, если при проведении антикоррупционной экспертизы были выявлены коррупциогенные факторы, то в экспертном заключении указываются положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции (подпункт, пункт, абзац, часть статьи, статья, часть, раздел) муниципального акта и соответствующие коррупциогенные факторы, а также предлагаются способы их устранения (исключение из текста муниципального акта, изложение его в другой редакции, внесение иных изменений в текст рассматриваемого акта, иной способ).

27. Экспертное заключение подписывается лицом, проводившим правовую и антикоррупционную экспертизу. Экспертное заключение подписывается руководителем правового департамента Администрации края либо лицом, его замещающим, в случае, если экспертное заключение составляется в соответствии с пунктами 24 и 26 настоящего Порядка и направляется в соответствующий орган местного самоуправления (должностному лицу местного самоуправления).

28. Экспертное заключение регистрируется в книге регистрации экспертных заключений с присвоением ему регистрационного номера и указанием даты подписания.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»