В Алтайском крае обеспечение качественного и доступного дошкольного образования рассматривается как часть региональной политики в области демографического развития региона. В крае действуют краевая целевая программа "Демографическое развитие Алтайского края" на 2010 - 2015 годы, ведомственная целевая программа "Развитие образования в Алтайском крае" на 2011 - 2013 годы, включающие ряд мероприятий, направленных на дальнейшее совершенствование системы дошкольного образования в регионе.
Принятые за последние три года меры позволили открыть 245 групп в действующих ДОУ и 53 детских сада. Только в 2010 году открыто 17 дошкольных учреждений в типовых зданиях, ранее используемых не по назначению. За этот период число детей в дошкольных учреждениях края увеличилось на 19135 человек (27%).
По состоянию на 01.01.2011 в Алтайском крае функционируют 876 дошкольных образовательных учреждений. Всего услугами дошкольного образования охвачено 88557 детей. Из них 9816 детей приняты в дошкольные учреждения в 2010 году.
Образование детей старшего дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений политики в Алтайском крае. На финансирование деятельности групп для детей в возрасте 5 - 7 лет в общеобразовательных учреждениях из бюджета края выделено за 3 года более 171 млн. рублей. Благодаря этому количество детей предшкольного возраста, охваченных услугами дошкольного образования, составляет в настоящее время 85% (таким образом, показатель увеличился на 7%). Помимо этого в крае на площадях общеобразовательных учреждений функционируют 22 ДОУ с оформлением юридического лица.
Ведется также работа по возвращению в систему дошкольного образования зданий типовых дошкольных учреждений. Так, в течение 2010 года из краевой в муниципальную собственность передано 4 здания.
Для решения проблем доступности внедряются новые организационно-правовые формы дошкольного образования. В крае функционируют 8 автономных некоммерческих дошкольных образовательных учреждений.
С 2010 года выплата компенсации части родительской платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка-дошкольника в образовательных учреждениях, производится за счет средств краевого бюджета. В 2010 году из бюджета Алтайского края на эти цели выделено 168488 тыс. руб. Количество получателей указанной компенсации составляет 71566 человек.
Принимаются меры, направленные на повышение качества образовательного и воспитательного процессов в детских садах, а также увеличение заработной платы педагогов дошкольных учреждений. С 2008 года возобновлен краевой конкурс "Воспитатель Алтая", с 2007 года - "Детский сад Алтая".
В учреждениях дошкольного образования пяти городских округов края введена новая система оплаты труда, позволяющая обеспечить рост заработной платы педагогов детских садов.
В комплексе с перечисленными мерами с 2011 года впервые на территории края вводится стимулирующая надбавка педагогическим работникам за счет средств краевого бюджета.
Начиная с 2005 года, в крае наблюдалось стабильное повышение показателя охвата детей услугами дошкольного образования: за 3 года он повысился на 7,6% и составлял в 2008 году 60,9%. В 2009 году зафиксировано падение данного показателя на 0,7%. По состоянию на 01.09.2009 показатель охвата детей услугами дошкольного образования составил 60,2%, на 01.09.2010 - не изменился.
Данное снижение обусловлено следующими причинами:
увеличение числа детей дошкольного возраста (по сравнению с данными на 01.09.2009 количество детей возросло на 8475 человек);
отсутствие возможности открытия дополнительных мест в действующих дошкольных учреждениях (в 2008 году было открыто 74 группы, в 2009 году - 54 группы, в 2010 году - 47 групп);
отсутствие финансовых средств в муниципальных образованиях для проведения реконструкции имеющихся зданий, в настоящее время используемых не по назначению, и строительства новых дошкольных учреждений.
Вместе с тем по результатам мониторинга с 2007 года число состоящих на очереди в дошкольные учреждения детей возросло на 11537 человек (26,3%), что связано с увеличением количества детей этого возраста и востребованностью в услугах дошкольного образования у населения.
Отмечается дефицит мест в детских садах всех городских округов края (исключение - Яровое), а также в большей части муниципальных районов.
Необходимо обратить внимание на сохранение и укрепление физического здоровья дошкольников. Это в свою очередь требует существенного обновления и пополнения дошкольных учреждений спортивным инвентарем. Спортивные залы и площадки большинства ДОУ остаются недостаточно оснащенными спортивным оборудованием (примерно 30%). Уже сегодня в работу дошкольных учреждений края внедряется практика организации и проведения спортивных мероприятий для дошкольников и родителей, целью которых является пропаганда здорового образа жизни.
Материально-техническое оснащение дошкольных образовательных учреждений остается актуальной проблемой, требующей безотлагательного решения и значительных финансовых вложений. Нуждается в модернизации и оборудование пищеблоков дошкольных образовательных учреждений. По данным Роспотребназора 30% дошкольных учреждений не обеспечены современным технологическим оборудованием, более 70% оборудования требует замены.
На сегодняшний день материально-техническое оснащение дошкольных образовательных учреждений по направлению "Повышение уровня пожарной безопасности" остается актуальной проблемой, требующей безотлагательного решения и значительных финансовых вложений. Реализация направления настоящей программы позволит решить проблему пожарной безопасности учреждений дошкольного образования: количество детских садов, в которых установлена автоматическая пожарная сигнализация, составляет 75%; оснащение первичными средствами пожаротушения: укомплектованы огнетушителями согласно нормам 100% ДОУ, в 30% учреждений проведены работы по огнезащитной пропитке конструкций. Началось оснащение объектов системами передачи сигнала о пожаре на центральный узел связи "01". Данными системами обеспечено 302 учреждения. Помимо этого имеются акты органов Госпожнадзора, предписывающие замену на путях эвакуации таких материалов, как линолеум, краска, противопожарные двери в электрощитовых и подвальных помещениях на негорючие. Работа по устранению данных предписаний только начата.
В современных условиях развитие системы дошкольного образования в Алтайском крае рассматривается как один из факторов улучшения демографической ситуации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления населению края доступных и качественных услуг дошкольного образования.
Повышение вклада дошкольного образования в инновационные процессы будет достигаться на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг, поддержки и более полного использования образовательного потенциала семей.
В целях поддержки наиболее активных органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, а также стимулирования муниципальных образований к внедрению современных моделей дошкольного образования, включая изменение системы оплаты труда и повышение доходов работников системы дошкольного образования, планируется на конкурсной основе оказывать финансовую поддержку муниципальным образованиям, внедряющим современные модели дошкольного образования.
Предоставляемые услуги дошкольного образования должны наиболее полно удовлетворять спрос населения, в том числе дать родителям возможность выбора между муниципальными и частными учреждениями и организациями. Следует принять меры по постепенному изменению организационно-правовых форм дошкольных учреждений, созданию массового сектора автономных некоммерческих организаций. Благодаря этому будут созданы условия для развития негосударственного сектора дошкольного образования.
Предстоит обеспечить каждому ребенку возможность осваивать образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста, полноценно общаться на государственном языке при поступлении в первый класс. Для этого необходимо обеспечить образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, современным оборудованием.
Программа предусматривает создание системы образовательных услуг, обеспечивающей поддержку семейного воспитания, в первую очередь для семей с детьми до трех лет.
Развитие альтернативных и малозатратных форм дошкольного образования и содержания (ухода, присмотра) детей позволит при минимальных затратах бюджетов и за короткое время удовлетворить большую часть возникших потребностей в этой сфере.
Несмотря на высокую стоимость строительства и реконструкции одного места в детском саду без использования данной формы расширения сети дошкольных учреждений получить действенный результат невозможно. Это особенно актуально в городских округах, а также в части районных центров и крупных (перспективно развивающихся) селах.