Основным принципом территориального планирования развития Московской области является обеспечение устойчивого пространственного (градостроительного) развития. Это предполагает обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасных и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия на окружающую среду, сохранение и рациональное использование природных ресурсов, сохранение историко-культурного наследия, местных традиций и особенностей в интересах настоящего и будущих поколений.
Транспортные инфраструктуры Московской области представляют собой сложнейшую систему, включающую железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный и трубопроводный виды транспорта.
Развитие транспортных инфраструктур Московской области направлено на создание комфортных условий проживания для жителей и обеспечение развития экономики Московской области.
Целью территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, равно как и целью развития транспортных инфраструктур Московской области, является создание современной, отвечающей требованиям роста качества жизни населения и роста экономики, транспортной системы Московской области, обеспечивающей перспективные объемы внутренних и внешних (транзитных) пассажирских и грузовых перевозок всеми видами транспорта.
Достижение этой цели включает:
преобразование радиальной структуры опорной автодорожной сети в сетевую структуру с преобладанием скоростных хордовых автомобильных дорог в срединной и периферийной частях Московской области;
формирование на территории Московской области международных транспортных коридоров, обеспечивающих интеграцию сети автомобильных дорог Московской области, Российской Федерации и международной опорной сети автомобильных дорог;
развитие (новым строительством и реконструкцией) сетевой структуры автомобильных дорог регионального (областного) и межмуниципального значения;
развитие пригородного и междугороднего пассажирского транспорта;
развитие системы скоростного пассажирского транспорта, соединяющего между собой крупные города области и планируемые опорные точки роста экономики;
развитие Московского авиационного узла и аэродромов государственной и экспериментальной авиации, аэродромов общего назначения;
развитие внутреннего водного транспорта;
повышение связности всех видов транспорта за счет строительства крупных областных транспортных пересадочных комплексов и муниципальных пересадочных узлов;
обеспечение координации работы всех видов транспорта при выполнении грузовых перевозок за счет создания мультимодальных транспортных комплексов (центров логистики) и грузовых терминалов.
Системными задачами достижения перечисленных выше целей развития транспортных инфраструктур Московской области являются:
1. Преобразование радиальной сети автомобильных дорог в Московской области в современную трехуровневую сетевую структуру автомобильных дорог с дифференциацией автомобильных дорог по условиям проезда по ним и доступа на них транспортных средств. Такая сетевая структура формируется на основе строительства и реконструкции автомагистралей федерального и регионального значения, скоростных автомобильных дорог федерального и регионального значения, обычных автомобильных дорог федерального и регионального, межмуниципального и местного значения с доведением до нормативных значений показателей плотности дорог в целом (без улиц в населенных пунктах). Движение на двух первых видах автомобильных дорог может осуществляться на платной основе. Преобразование опорной автодорожной сети основывается на формировании системы автомагистралей и скоростных автомобильных дорог федерального и регионального значения за счет строительства и реконструкции автомобильных дорог.Основой системы автомагистралей является Центральная кольцевая автомобильная дорога в Московской области (далее - ЦКАД).
2. Интеграция транспортных инфраструктур Московской области в опорную сеть автомобильных дорог Российской Федерации и международные транспортные коридоры. Международные транспортные коридоры формируются за счет территориально сближенных транспортных инфраструктур: автомобильных дорог, магистралей железнодорожного транспорта, объектов и инфраструктуры авиационного транспорта, высокоскоростных железнодорожных магистралей, сопутствующих (обслуживающих) транспортные грузовые и пассажирские перевозки объектов: транспортно-пересадочных узлов, логистических комплексов, таможенных терминалов.
3. Повышение качества транспортного обслуживания населения и экономики Московской области.
Реализация последней задачи включает:
развитие системы пригородного железнодорожного сообщения;
создание современных транспортно-пересадочных узлов на наиболее пассажиронапряженных пересечениях линий пассажирского железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, линий рельсового скоростного транспорта, на подъездах к аэропортам и крупным речным пристаням;
создание системы рельсового скоростного пассажирского транспорта (миниметро, легкое метро, скоростной трамвай);
строительство автодорожных обходов городов Московской области по направлениям автомагистралей и скоростных автомобильных дорог федерального и регионального значения;
создание системы транспортной логистики и грузовых таможенных терминалов.